Вячеслав Моше Кантор о силе закона и необходимых нормативных изменениях

Известный международный общественный деятель и неутомимый борец за толерантность и конец нетерпимости, президент Европейского еврейского конгресса (ЕЕК) Вячеслав Моше Кантор известен своим «правовым» подходом к разрешению социальных проблем. Несмотря на то, что сам Моше Кантор очень высоко оценивает риски современной нетерпимости, перерастающей в экстремизм и даже терроризм, он всё же остаётся твёрд в главном – силовые методы, такие как усиление охраны и так далее, не способны принести долгосрочный эффект в деле борьбы с этими угрозами, и основным оружием должен стать закон, а также изменение тех норм, которые существуют в обществе.

Новая толерантность

В марте 2018 года в Монако состоялся круглый стол Европейского совета по толерантности и примирению – ещё одной экспертной организации, которую в своё время создал и возглавил Вячеслав Кантор. Как понятно уже из названия организации, именно вопросы толерантности стали основополагающими для её создания, и это не удивительно, ведь сам Кантор считает толерантность краеугольным камнем всей европейской цивилизации, тем фундаментом, на котором было выстроено общество, известное нам сегодня.

Но те ли понятия сегодня вкладываются в термин «толерантность»? И какой должна быть толерантность, чтобы, с одной стороны, продолжать оставаться главной цивилизационной ценностью, а с другой – не компрометировать вопросы безопасности и отвечать реальным потребностям общества? Об этом Вячеслав Моше Кантор рассуждал в собственном выступлении на круглом столе – и это выступление во многом можно считать квинтэссенцией его взглядов на данную проблему.

Как заявил в самом начале своего выступления Вячеслав Кантор, возможность объединения безопасности и толерантности – совершенно, казалось бы, различных понятий – он начал рассматривать ещё 11 лет назад. Сам Кантор признался, что всегда верил и продолжает верить в то, что у толерантности в сочетании с безопасностью имеется основополагающий и объединяющий эффект, способный действительно обеспечить защиту общеевропейских ценностей, на которых держится общество. Результатами размышлений и исследований Вячеслава Моше Кантора стал «Манифест о безопасной толерантности» - книга, вышедшая на всех языках стран-членов Совбеза ООН, а также арабском языке и иврите. Следующим шагом, заявил Кантор, стало создание специальной рабочей группы, которая разработала «Рамочный законопроект о толерантности» - документ, который содержал всё необходимое для закрепления толерантности на нормативном уровне, таким образом сделав её непреходящей ценностью. Этот закон был рассмотрен и одобрен практически всеми институтами власти Европы. Однако, как вынужден признать Вячеслав Кантор, «в плане правоприменения эффект был практически нулевым».

По мнению самого Вячеслава Моше Кантора, это связано с тем, что современная Европа всё ещё не готова изменить отношение к толерантности и продолжает держаться за то её понятие, что стало результатом Второй мировой войны: а именно понимание, что толерантности не бывает много и излишней она тоже быть не может. Тем временем, отмечает Вячеслав Кантор, эти европейские ценности уже сегодня постоянно испытываются на прочность растущими угрозами, такими как неонацизм, ксенофобия, иммиграционные кризисы и растущий антисемитизм. Законодательство в этой сфере остаётся устаревшим, констатирует Кантор, а на борьбу с угрозами привлекаются силовые методы, вплоть до вооружённых сил. Сам Вячеслав Моше Кантор продолжает настаивать, что для истинной победы над этими вызовами полагаться нужно прежде всего на «мягкую силу» и ресурсы гражданского общества – и сделать это нужно до того, как произойдёт новая глобальная катастрофа и заставит пересмотреть существующие излишне «политкорректные» правовые нормы.

На фоне растущего экстремизма, иммиграционных потоков и усиливающейся фрагментации общества, убеждён Вячеслав Кантор, излишняя политкорректность и неограниченная толерантность могут стать путём к самоубийству Европы, ведь они своей политикой дозволения и невмешательства позволяют процветать тем силам и процессам, которые разрушают общество и его нормы. Европе нужно новое мышление, убеждён Кантор, и это мышление должно быть приемлемым и отвечать потребностям не только лидеров и властей, но и рядовых граждан и самого гражданского общества. И именно в этом разрезе те самые принципы безопасной (и надёжной!) толерантности должны стать основой для будущих инициатив, особенно законодательных.

По мнению Вячеслава Кантора, толерантность ни в коем случае нельзя путать с невмешательством и попустительством, поскольку этот подход является пассивным и подразумевает предотвращение лишь самых явных нарушений человеческих прав. При этом стоит помнить, что сами режимы прав человека не поддерживают сами себя, напоминает Кантор, и нуждаются в правовом подкреплении. Предотвращение и дальновидность – вот ключевые факторы безопасной толерантности по мнению Кантора. Эти факторы позволят бороться с угрозой радикализации в тех областях, где её риски особенно сильны, позволят защитить молодёжь от соприкосновения с террористической пропагандой и так далее.

Разумеется, подчёркивает Вячеслав Кантор, сам ЕСТП не принимает законы и никак не влияет на процесс их принятия непосредственно, однако это делает просвещение общества, и именно в этом направлении Кантор и его коллеги продолжают работать – в числе прочего, посредством грантов и поддержки исследователей, занимающихся вопросом поддержания и укрепления толерантности в её сильном современном варианте, учитывающем понятия безопасности.

Определить антисемитизм

Вопросу принятия на уровне максимально большого числа стран единого определения антисемитизма, которое позволило бы упорядочить в том числе и правоприменительную практику по этой проблеме, Вячеслав Моше Кантор также уделяет значительное внимание с своей общественной работе. В частности, в январе 2018 года, выступая перед собранием стран-членов ОБСЕ, Кантор обратился к лидерам и представителям этих стран именно с призывом принять определение антисемитизма законодательно. Стоит напомнить, что рабочее определение антисемитизма уже разработано Международным альянсом памяти Холокоста и на 2018 год было принято Великобританией, Германией, Румынией, Болгарией и Австрией. Мероприятие для поднятия этой темы также было более чем подходящим, поскольку это была международная конференция об ответственности стран в борьбе против антисемитизма и была приурочена к 80-летию принятиях закона о расах в Италии.

По мнению Вячеслава Моше Кантора, главное значение принятия единого рабочего определения, разумеется, заключается в том, что евреи в Европе и по всему миру могли почувствовать себя в безопасности – чувство, которое ощутимо пошатнулось на фоне наблюдающегося по всему миру роста антисемитизма.

Разумеется, подчеркнул Кантор, в соответствии с этим определением необходимо будет внести и нужные поправки в национальные законы. Только тогда нормативная база по борьбе с антисемитизмом получит необходимую конкретику и единообразие, что значительно упростит эту борьбу и поможет избежать манипуляций и разночтений, когда дать определение антисемитизму стараются сами антисемиты и тем самым оправдать себя.

Необходимость этих изменений назрела давно, подчеркнул Кантор, ведь уже сегодня на «еврейской улице» многие граждан оказываются перед весьма пессимистичной дилеммой: продолжать жить в Европе и постоянно рисковать оказаться под антисемитскими нападками, либо покинуть те страны, где многие евреи родились и выросли и искать более безопасное место. При этом, как не устаёт отмечать Вячеслав Моше Кантор, антисемитизм нельзя списывать со счетов как исключительно еврейскую проблему – он представляет собой угрозу для всех европейских граждан, поскольку идёт рука об руку с другими радикальными идеологиями, и многие экстремистские движения начинались и начинаются с антисемитизма.

Принятие определения – это уже заявление, заявление антисемитам о том, что их взгляды и действия являются незаконными, убеждён Вячеслав Кантор. Без этого уже сегодня во многих странах Европы складывается, без преувеличения, абсурдная ситуация, отмечает Кантор: в отличие от прочих форм расизма и ксенофобии, антисемитизм определяют не его жертвы, но его виновники, и так быть не должно. Ответил Кантор и на звучавшую критику в адрес определения о его излишней жёсткости. Ответил тем, что подчеркнул: единственные, кому стоит бояться обвинений в антисемитизме, это антисемитам.

Со стороны официальных властей подобное решение, подчеркнул Кантор, будет самым лучшим способом почтить жертв Холокоста взаимен уже устаревшим и приевшимся словам сожаления и прочим речам. Принятие определения антисемитизма станет подтверждением тому, что власти современного мира готовы не только говорить о прошлом, но и брать на себя новые обязательства, вносить необходимые изменения для того, чтобы обеспечить безопасное настоящее и будущее. История с определением антисемитизма и его использование для унификации законодательства и правоприменительной практики по этой проблеме станет отличным прецедентом и в деле борьбы с другими видами притеснений и дискриминации, убеждён Кантор.

«Семьдесят два года назад нацисты не смогли очистить Европу от её самого древнего меньшинства – еврейского народа, пламенно заявил Кантор. - Самый лучший способ почтить память жертв Холокоста – это не позволить нацистам посмертно одержать победу».

«Нет» анонимной ненависти

В 2016 году в Европе был принят Кодекс поведения Еврокомиссии для борьбы с разжиганием ненависти в сети Интернет, и Вячеслав Моше Кантор оказался в числе деятелей, которые активно поддержали и приветствовали эту инициативу. В частности, кодекс подписали и крупнейшие интернет-компании, в связи с чем Кантор высказал надежду на то, что это позволит добиться практических и реальных результатов.

Само соглашение Кантор назвал историческим и не преминул подчеркнуть, что принято оно было как нельзя более вовремя. Согласно многочисленным исследованиям, в том числе и исследованиям основанного самим Вячеславом Кантором Центра Кантора при Тель-Авивском университете, в последние годы в сетевом пространстве действительно наблюдается пугающий рост контента, связанного с нетерпимостью и ненавистью, от просто нетерпимых постов до подстрекательств и даже прямых призывов к убийствам и беспорядкам на основе нетерпимости, ксенофобии, антисемитизма и расизма. Это подтверждается и данными следствий о том, что многие из задержанных за последние годы вандалов и преступников, совершивших свои нарушения на почве нетерпимости, идеи для преступлений почерпнули именно из интернета. Не является секретом и то, что интернет используется большинством экстремистских и террористических организаций для распространения собственных идеологий, а также служит сближающим звеном между экстремистами-одиночками, позволяя им формировать группы на основе своих человеконенавистнических взглядов.

«Очень важно, чтобы правительства, органы правопорядка и интернет-компании работали вместе, чтобы сделать Интернет более безопасной для всех зоной», - подчеркнул Вячеслав Кантор, комментируя эту инициативу.

«Нет» толерантности к нетерпимым

Вопросы толерантности, её определения и закрепления в том числе и на законодательном уровне звучат уже давно, и периодически даже добираются до высоких эшелонов власти. Так, в 2015 году Дэвид Кэмерон, тогдашний премьер Великобритании, заявил о необходимости ужесточения антитеррористических инициатив, в числе прочего заявляя о необходимости отказаться от излишней политкорректности и пассивного мультикультурализма. Вячеслав Моше Кантор хоть в целом и поддержал это заявление, всё же подчеркнул, что оно немного запоздало. Что необходимо сегодня, заявил Кантор, так это новые законы – причём законы, которые остановили бы войну людей, а не армий. Ведь именно отдельными людьми сегодня ведутся войны, напомнил Кантор, и оружие в этой войне можно получить через интернет. Подтверждением этому могут служить данные о росте антисемитизма и других видов нетерпимости по всему миру, в том числе о росте числа преступлений на их почве.

«Всё европейское общество сегодня вынуждено иметь дело с набирающим силу экстремизмом», - заявил Вячеслав Моше Кантор.

Здесь на помощь может и должен был прийти уже упомянутый Типовой закон о безопасной толерантности, который как раз в те годы обсуждался в органах Евросоюза. В частности, Вячеслав Кантор заявил о недопустимости ситуации, когда заявления нетерпимости и ненависти охраняются законами о свободе выражения. И Типовой закон как раз заявляет о том, что в современном обществе просто не может быть «толерантности к нетерпимости и нетерпимым». Ужесточение мер ответственности за язык ненависти, за дискредитацию целых групп граждан по их нации, вере или расе должно при этом идти бок о бок с усилением образовательных инициатив, которые развивали бы в людях уважение, толерантность и принятие многообразия мира. Без этого, констатирует Кантор, экстремисты и радикалы всех мастей будут и дальше пользоваться подобными «лазейками в законодательстве», чтобы в том числе и открыто пропагандировать ненависть.

1
1574
1