Про авиационную безопасность

Понятие безопасности и защищенности для среднестатистического человека зачастую бывает далёким, даже несколько чужеродным, будто находящемся в параллельной вселенной. Отдаленным гулом ощущаются сводки происшествий в новостных лентах, чем-то неестественным, будто из параллельной вселенной, кажутся новости о страданиях и горе людей. Вроде умом понимаешь, что все описываемое происходит на той же планете, на которой ты живешь сам, но эмоционально осознать это сложнее.

А ведь вопросы безопасности касаются каждого из нас, без исключения. Я постоянно думаю об этом, когда отправляюсь в очередную командировку и, сидя в кресле авиалайнера, смотрю на взлетное поле.

К примеру, безопасность в аэропорту Шереметьево обеспечивает компания «АэроМАШ-АБ». Что в Шереметьево с безопасностью? Из относительно прогремевшего можно вспомнить угон автобуса прямо на летном поле, или, к примеру, поездки нетрезвого должностного лица прямо по взлетным полосам на автомобиле. Можно копнуть чуть глубже, и вспомнить, как сотрудники Аэромаш-АБ принимали наркотики прямо на рабочих местах - информация об этом также упоминается в СМИ… В общем, есть что вспомнить. Например, застуканного работника, спавшего в рабочее время вместо поиска взрывчатки в  багаже

letter

Генеральный директор компании ныне - некий Сергей Николаевич Ярышев, член партии «Единая Россия», депутат Законодательного собрания Краснодарского края (видимо, работа в Московском аэропорту помогает лучше защищать интересы жителей Кубани - легче к ним летать, например…) В прессе фамилию Ярышева связывают с частными собственниками аэропорта Шереметьево, и это неудивительно - Сергей Николаевич пришел в правление аэропорта аккурат перед его «приватизацией», а за несколько лет до этого он также присутствовал в числе руководителей Новороссийского Морского Торгового Порта, как раз во время наращивания нынешними собственниками аэропорта своей доли в морском порту Новороссийска. Похожий почерк… Совпадение? Не верится. В общем, человек не чужой. И явно полезный.

Вот только когда видишь подобные биографии, сразу возникает вопрос - человека назначили на этот прост для реального управления безопасностью, или с иными целями? Нельзя забывать о том, что происходящее в аэропорту все чаще называют метким термином «монополизация». Посудите сами - частично принадлежа аэропорту, компания Аэромаш-АБ получила «зеленый» свет на работу, и активно навязывает свои услуги всем, кто имеет хоть какое-то отношение к работе аэропорта «Шереметьево». Вот только не все готовы отдать порту заботы о безопасности своей деятельности. Не забывайте, что любые услуги стоят денег, а услуги компании, имеющей протекцию со стороны администрации, как подсказывает нам логика, всегда будут дороже чем услуги, оказываемые в условиях реальной рыночной конкуренции. Зачем стараться, снижать цены и улучшать условия, если за тебя всегда замолвят словечко?

В самой администрации порта за безопасность отвечают ряд должностных лиц, в том числе заместитель генерального директора АО «МАШ» по транспортной безопасности Виктор Ермаков, который периодически информирует работающие в аэропорту организации о необходимости более тесного сотрудничества с Аэромашем. А кто не захочет «дружить» с избранными и рекомендованными и платить им деньги - тот, соответственно, подозрительное лицо, к которому нужно относиться построже. Не так ли? 

Даже если не вспоминать про наркоманов, спящих сотрудников, угоны и гонки по взлетным полосам, монополизм и административные меры воздействия, можно спросить - а как именно организованы услуги по оказанию безопасности? Может быть существует какая-нибудь уникальная система контроля, по аналогии с Израильскими аэропортами, или внедрены свои уникальные стандарты?

Может быть где-то и есть нечто подобное, но увы, все, что я видел - это ставка на рентгеновские досмотровые установки (да да, те самые, за которыми периодически спят). Как мы понимаем, сами по себе установки не могут быть панацеей в области безопасности, они могут быть лишь эффективным звеном единой системы.

Впрочем, ответ о причине такой любви к этой технике лежит на поверхности - одним из учредителей «АэроМАШа» является английская компания, занимающаяся поставкой технических средств досмотра.

К слову, вторым собственником «Аэромаш-АБ» является «Аэрофлот». Доли с «Шереметьево» в компании у них равные, но генеральный директор - ставленник собственников аэропорта. Для нас это пища в области размышлений «кто в этих отношениях главнее». Действительно, взаимодействие аэропорта и авиакомпании с момента прихода олигархов стало тихим, спокойным и мирным. И если раньше генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев на всю страну угрожал снять генерального директора «Шереметьево» Михаила Василенко, и последнему приходилось подписывать запрашиваемые документы, то теперь подобных конфликтов - по крайней мере, в публичной плоскости - не возникает, а аэропорт может спокойно решать не только чисто свои, но и частично «Аэрофлотовские» дела, руководствуясь своими интересами…

Есть еще несколько моментов, на которые хотелось бы обратить внимание. Я уже много говорил про авиационную безопасность, но не учел, что у среднестатистического человека, услышавшего этот термин, в голове представляется исключительно пассажирский чемодан, набитый взрывчаткой. А ведь это - всего лишь часть огромного комплекса… 

Вот смотрите, простой пример. Несколько лет назад работники принадлежащего олигархам грузового центра «Москва Карго» (сейчас он «влит» в аэропорт, который уже также принадлежит тем же олигархам) допустили ошибку при загрузке воздушного судна, из-за чего груз, сорвавшись, с силой ударил прямо по системе вентиляции пассажирского самолета. К счастью, критических повреждений воздушному судну нанесено не было, но оно еще долго стояло в ремонте после этого случая…

Damage

Скажите, относится это к безопасности? Конечно! Это напрямую - безопасность пассажиров, людей, которые доверили авиакомпании свои жизни. Недосмотреть в любом из тысяч сложнейших аспектов - значит подвергнуть риску полет!

Упорная ставка на рентгеновские аппараты и переоценка их значимости приводит к такому уродливому явлению в безопасности, как рубежность. Рубежность в обеспечении безопасности стратегического объекта в наше время недопустима. Посудите сами - помните тот же теракт в Домодедово? Он был произведен как раз на одном из рубежей. Террористы достигли своей цели, было много жертв, общественная реакция…

Есть множество способов незаконного воздействия на имеющие отношение к полету воздушного судна предметы меж этих рубежей. Помните взрыв нашего лайнера над Синайским полуостровом? СМИ писали, что замаскированную под банку газировки бомбу подложил технический персонал. Как от подобного убережет рентгеновский аппарат для досмотра пассажирского багажа? В лайнер кроме чемоданов еще идет питание, снаряжение, груз, топливо, почта, его моют и убирают, откачивают отходы, проверяют техническое состояние… 

Система безопасности должна выстраиваться с упором на взаимодействие всех участников аэропортовой деятельности. И это взаимодействие должно кардинально отличаться от аутсорсинга и передачи сторонней компании ряда функций по осуществлению безопасности «для галочки». 

Пока же вместо этого бизнесу, участвующему в работе аэропорта, настоятельно рекомендуют платить деньги за обеспечение безопасности одной конкретной компании, и надеяться, что больше никто не будет спать за рентгеновской установкой и употреблять наркотики прямо на рабочем месте. Никто не будет выстраивать взаимодействие, начинать работу над безопасностью еще на «дальних рубежах», проводить общие мероприятия, углубленные аудиты - все это не входит в тариф. В тариф входит прогнать чемодан через аппарат и со скучающим видом постоять на стоянке, пока вокруг самолета суетятся десятки людей со снаряжением.

3
2747
4