Ищенко: Эрдоган вынужден налаживать диалог с Россией

На модерации Отложенный

Накануне турецкий лидер в письменном виде принёс свои извинения президенту Российской Федерации за сбитый турецкими ВВС российский Су-24 и выразил соболезнования, в связи с гибелью российского пилота Олега Пешкова. К чему приведёт подобный разворот в российско-турецких отношениях? Ответ на этот вопрос даёт известный российский и украинский политолог Ростислав Владимирович Ищенко.

Буквально вчера президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в письме президенту России Владимиру Владимировичу Путину принёс извинения за инцидент со сбитым бомбардировщиком. Действительно ли Турция желает возобновления отношений с Россией или таким образом Эрдоган желает надавить на ЕС, чтобы ускорить вступление Турции в Евросоюз?

Турцию в ЕС никто не примет. И раньше-то все были против, но принятие Турции сейчас — это создание в Европейском союзе нового мощного конкурента Германии. Турция в таком случае попытается установить своё экономическое доминирование на Балканах, а это значит, что Европейский союз просто треснет пополам: на германскую и на турецкую часть, как минимум. Поэтому никто Турцию в Европейский союз принимать не будет, и Эрдоган это прекрасно понимает. Даже в ходе последних переговоров Турции с Евросоюзом, где ЕС шёл Анкаре на уступки, речь шла об углублении свободы торговли с Европейским союзом, о безвизовом режиме, но не о принятии Турции в ЕС.

Что касается отношений с Россией, то Турция безусловно заинтересована в нормальных торгово-экономических отношениях с Россией. Об этом Эрдоган говорил изначально. В этом отношении он не лукавил. Другое дело, что Турция хотела бы, чтобы её интересы политического доминирования на Ближнем Востоке Россия приняла как данность и вообще не вмешивалась в этот процесс. И просто продолжала торговать с Турцией, как торговала раньше. Когда выяснилось, что это не получилось, Эрдоган предпринял несколько маневров, но вот последний фактически был подрушен Брекситом.

Сейчас Европейскому Союзу, который пытался играть с Турцией, пытался вместе с ними совместно решать проблему беженцев, а Турции это было выгодно, поскольку речь шла о миллиардах долларов, которые ЕС должен был за это заплатить, не до Турции.

Следовательно, у Эрдогана нет выхода. Он должен налаживать нормальный диалог с Россией. Поэтому извинения и прозвучали. Реакция Кремля продемонстрировала, что Россия готова начинать диалог. А до чего Эрдоган с Россией договорится или до чего договорится Россия с Эрдоганом — это покажет время. Очевидно, что Эрдоган постарается жёстко отстаивать турецкую позицию, идти на минимальные уступки, в основном на «декоративные».

России же необходимы конкретные изменения политической позиции Турции на Ближнем Востоке, изменение позиции по «Турецкому потоку», необходима лояльность Турции российским интересам в Закавказье, в Средней Азии, необходимо, чтобы Турция правильно себя вела в крымско-татарском вопросе и так далее. Эти проблемы и будут сейчас обсуждаться в ходе переговоров. Дальше всё зависит от того, насколько глубоко Турция готова пойти на уступки в счёт российских интересов.

Стоит ли ожидать быстрого восстановления русско-турецких отношений?

Быстрого — нет. Можно на словах сказать, что у нас всё хорошо, старое забыли, начинаем с чистого листа, и будем как-то выстраивать отношения. Но сами эти отношения, само их выстраивание — это очень сложный и неоднозначный процесс. У Турции есть с Россией достаточно большое количество совпадающих точечных интересов, но есть и большое количество противоречий. И сама концепция Эрдогана — создание из Турции крупной региональной державы на ближнем Востоке, причём с претензией даже на великодержавие — вступает в противоречие с российскими интересами. Поэтому всё зависит от того, насколько Эрдоган готов отказаться от этой концепции, насколько он готов учитывать реальность. В конечном итоге «вскрытие» покажет, как будут идти переговоры. Но в любом случае, это процесс не одного дня, не одного месяца. По большому счёту выстраивание подобных отношений может продолжаться годами.