Индия: политика в пользу бедных

На модерации Отложенный

В интернете гуляет множество веселых роликов с индийскими полицейскими, которые бьют палками нерадивых нарушителей карантина или надевают шапки в виде вируса и разъясняют населению, как он распространяется. Всё это, конечно, забавно смотреть со стороны, но что же, на самом деле, происходит в Индии сейчас?



25 марта Индия ввела на всей своей территории строгий режим самоизоляции на три недели. Закрыты границы между штатами, остановлена работа железнодорожного транспорта, промышленных предприятий, отменены авиарейсы, запрещен экспорт многих лекарств и сырья для них, приостановлено действие туристических виз. Работают только аптеки и продуктовые магазины.

На момент объявления «локдауна» в Индии с миллиардным населением насчитывалось едва ли 450 человек с подтвержденным коронавирусом. Имея перед собой итальянский пример, индийское правительство сразу перешло к радикальным мерам. Казалось бы, «самая большая демократия в мире» заботится о благополучии своих граждан. Но не всё так просто и безоблачно.

Нужно отдать должное индийским властям за трезвую и своевременную оценку ситуации.

По данным ВОЗ в 2019 году лучшие системы здравоохранения были во Франции и Италии, но несмотря на это, эпидемия достигла там огромных размеров. А Индия не входила даже в сотню стран в этом рейтинге: перенаселенность, антисанитария, отсутствие необходимого количества квалифицированных медицинских специалистов и оборудования, труднодоступность многих районов – всё это благодатная почва для распространения вируса. Чтобы не допустить европейского сценария, нужно было действовать решительно. (Кстати, вышеприведенные данные ВОЗ используются и в официальной пропаганде, чтобы объяснить населению необходимость изоляции).

Действительно, пандемия коронавируса вскрыла и усугубила проблемы индийского здравоохранения и экономики в целом, но не это главная причина «локдауна». За последние годы в Индии выросло количество массовых протестов. В начале января мир сотрясла новость о забастовке, организованной коалицией левых сил, в которой приняло участие 200 миллионов человек. Индия – та страна, в которой противоречия капиталистического общества обнажены и обострены до предела. С каждым годом буржуазному правительству всё сложнее держать массы под контролем, этим же можно объяснить приход правых националистических группировок к власти. Очевидно, что Индия не готова эффективно противостоять распространению коронавируса, что экономические проблемы и мировой кризис вызовут новую волну массовых протестов, с которой буржуазное правительство может уже не справиться.

В Индии основную часть промышленных рабочих составляют трудовые мигранты из сельской местности. Часто родная деревня находится за сотни, а иногда и тысячи километров от места работы. Как правило, рабочий живет в том же цехе, где и работает. С объявлением всеобщего режима изоляции промышленные предприятия вынуждены были закрыться, таким образом миллионы рабочих потеряли не только работу, но и жилье. Никакой помощи от работодателей в чрезвычайной ситуации они, конечно же, не получили. В периоды кризиса главная задача капиталиста - удержаться на плаву и сохранить прибыль.

Как сказано выше, помимо фабрик, заводов автобусное и железнодорожное сообщение также было остановлено. Что же делать миллионам рабочих, оставшихся в прямом смысле слова на улице? Кто может отправляется домой пешком, сейчас дороги Индостана заполнены трудовыми мигрантами. Многие, кому до родной деревни добираться тысячи километров, толпятся на вокзалах, в надежде, что всё-таки будет отправлен автобус или поезд. Ситуация осложняется тем, что границы между штатами тоже закрыты. По всей стране вспыхивают стихийные протесты. Правительству пока удается держать ситуацию под контролем, работает веками проверенный принцип: разделяй и властвуй.

Эти людские потоки на данный момент – лучшая среда для распространения коронавируса, лучший способ привезти его из города в деревню. Таким образом, проводимая Нарендрой Моди политика по предотвращению распространения коронавируса, в действительности наоборот способствует росту эпидемии. Несмотря на громкие заявления и красивые лозунги, например, по сообщению министра финансов Нирмалы Ситхараманн власти Индии выделят 22 миллиарда долларов для поддержки экономики в условиях коронавируса, на практике главной заботой буржуазного государства является сохранение буржуазного строя, а не благополучие и здоровье населения.

По статистике в 2003 году около 80% индийских крестьян были безземельными, либо имели настолько маленький участок, что его не хватало, чтобы прокормить семью. Такое положение деревни толкает молодежь на поиски лучшей жизни, таким образом растет трудовая миграция в города. Сейчас складывается ситуация, когда из-за “локдауна” огромные массы рабочих вынуждены возвращаться обратно в сельскую местность. Несмотря на аграрный характер экономики, Индийская деревня всё ещё остаётся нищей и полуголодной. Трудовая миграция позволяет “избавляться” от лишних людей на селе. Но возвращение домой сотен тысяч рабочих может нарушить этот хрупкий баланс, что, безусловно, приведет к радикализации настроений в деревне.

Роза