Спасение или символ Помогают ли медицинские маски от распространения коронавируса

На модерации Отложенный

Помогают ли медицинские маски от распространения коронавируса на самом деле

Вице-мэр Москвы Анастасия Ракова сегодня обвинила в увеличении числа больных ковидом москвичей, которые отказываются носить маски — она назвала это «поведенческими причинами». «Мы везде видим тотальное несоблюдение масочного режима, отсутствие социальной дистанции, никакого желания людей хоть отчасти снизить свою социальную активность», — заявила она. Насколько верно утверждение, что отказ от маски хоть как-то влияет на распространение инфекции? Маска — медицинский инструмент или сакральный символ вроде нательного креста:  носишь ее — спасешься, не носишь — умрешь?

Учитывая, что в РФ нет и не было культуры постоянного ношения масок, как в странах Азии, россияне массово игнорируют предписания ВОЗ и Минздрава. Пассивное неприятие «масочного режима» иногда превращается в активное: например, недавно в Оренбургской области посетители продуктового магазина устроили бунт, когда продавщица отказалась их обслуживать. Мы попытались еще раз разобраться — почему нас заставляют носить маски и есть ли у этих рекомендаций научные обоснования. 

ВОЗ меняет рекомендации

На данном этапе Всемирная организация здравоохранения рекомендует носить маски всем поголовно. Но в начале пандемии ВОЗ говорила совсем другое. «Медицинская маска не требуется для тех, кто не болен, так как нет данных о ее полезности для защиты здоровых людей. Однако в некоторых странах маски можно носить в соответствии с местными культурными обычаями, — указывалось в рекомендациях организации. — Ношение медицинских масок при отсутствии показаний может привести к ненужным затратам, увеличить нагрузку на систему закупок и создать ложное чувство безопасности, которое может привести к пренебрежению другими важными мерами, такими как практика гигиены рук».

Но в июне ВОЗ заговорила по-другому: «в свете новых обстоятельств» глава организации Тедрос Гебреисус рекомендовал правительствам всех стран «призывать общественность носить маски, когда существует активное массовое распространение [коронавируса] и трудно соблюдать физическую дистанцию». 

Рекомендации ВОЗ пишет специальная группа, заседания которой проходят не реже раза в неделю. Участники группы изучают огромное число исследований, публикующихся в медицинских изданиях (в последней брошюре, посвященной ношению масок, приведены ссылки на 80 разных публикаций. Тем не менее, как видим, весенние директивы сильно отличаются от летних.

Яромир Романов / Znak.com

Инфекционисты настаивают 

Инфекционист все той же ВОЗ Эйприл Боллер объясняла, что маски обязательно надо носить, потому что получены доказательства распространения вируса до появления симптомов у больного. 

Профессор Калифорнийского университета Сан-Франциско, специалист по инфекционным заболеваниям Питер Чин-Хонг считает, что в начале пандемии новый коронавирус распространялся не так быстро, поэтому и рекомендации были мягче. Тестирование не было массовым, и это дало чувство ложной безопасности, объясняет он. 

Инфекционист того же университета Джордж Резерфорд уверен, что мягкие рекомендации были ошибкой и надо было сразу объявить людям, что ношение масок строго необходимо, несмотря на ограниченное на тот момент количество хирургических масок и респираторов, — а опасения, что их не хватит даже на врачей, были, видимо, одним из факторов. Оба ученых считают, что маски носить необходимо всем, потому что распространяют вирус не только чихающие и кашляющие, но и внешне здоровые люди. 

Яромир Романов / Znak.com

При этом завкафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии Первого МГМУ имени Сеченова, академик РАН Виталий Зверев говорил в интервью «Интерфаксу», что ношение перчаток на улице не только не полезно, но и вредно: «Мы собираем на них все, что можно, — и грибки, и бактерии, и аллергены, и тащим это все домой, и точно так же — тащим к лицу.

Если человек в перчатках — он что, не может коснуться лица, это его как-то остановит? Это бессмысленная мера. И, естественно, любые перчатки портят кожу, а это наш защитный механизм, часть врожденного иммунного ответа», — заявил Зверев. 

Он также против ношения масок на улице: «Я, когда вижу, что на детей на улице надевают маски, хочу задать вопрос — а кто у них эмфизему будет лечить после ношения этой маски? Или когда люди на велосипеде в маске едут… На улице не летает вирус. Если соблюдаете социальную дистанцию, ничего вам не передастся». 

По его словам, маску действительно нужно надевать в местах скопления народа, в метро, магазинах, «а на улице маска не просто бесполезна, а наносит вред».

А что с доказательствами эффективности?

Есть несколько типов исследований эффективности масок. В одних проводятся эксперименты с барьерными свойствами: в сторону маски распыляют капли жидкости и проверяют заградительные свойства. Такие опыты показали, что при произнесении обычной фразы человек создает облако из сотен капель слюны разного размера (от 20 до 500 мкм; диаметр человеческого волоса — 50 мкм) — и почти все они блокируются, если рот накрыть влажной марлей. Другое расследование показало, что ношение хирургической маски значительно снижает количество респираторных вирусов, выбрасываемых со слюной в воздух.

В исследовании эффективности масок против гриппа 2013 года было выявлено, что общее количество вирусных копий в мелких аэрозольных частицах (≤5 мкм) в 8,8 раз больше, чем в крупных (> 5 мкм), и что мелкие частицы более заразны. Вроде бы, это значит, что маска неэффективна — ведь она может остановить только крупные частицы. 

Но исследование говорит, что хирургические маски уменьшили общее количество копий РНК в выдыхаемом воздухе в 3,4 раза. Маски «потенциально являются эффективным средством ограничения распространения гриппа», — делают вывод ученые.

«Но самое важное — это эпидемиологические данные», — говорит Джордж Резерфорд из Калифорнийского университета. В недавнем исследовании, опубликованном в журнале Health Affairs, сравнивались темпы роста COVID-19 до и после введения обязательного ношения масок в 15 штатах США и округе Колумбия. Выяснилось, что требование носить маски привело к замедлению ежедневных темпов роста COVID-19. В первые пять дней после указа дневные темпы роста замедлились на 0,9 процентных пункта, через три недели дневной темп роста замедлился на два процентных пункта.

Было также исследование смертности от коронавируса в 198 странах. Оно показало, что летальных случаев меньше в странах, где ношение масок является культурной нормой (в основном, в Азии) или строгим требованием государства.