Следователи по делам ингушских активистов не дают адвокатам изучить материалы

На модерации Отложенный

Следователи по делу об организации насилия над представителями власти во время столкновений митингующих и силовиков на акциях из-за изменения границ между Ингушетией и Чечней уже несколько недель не позволяют ознакомиться с материалами дела адвокатам, защищающим активистов из Ингушетии. Об этом Znak.com рассказали юристы коллегии адвокатов Pen& Paper Вадим Клювгант и Алексей Мирошниченко. По словам адвокатов, не имея доступа к материалам уголовного дела, у них нет возможности выстраивать линию защиты. 

Клювгант и Мирошниченко настаивают, что своими действиями следователи СКР по Северо-кавказскому округу в том числе нарушают права ингушских активистов, которые в соответствии со статьей 48 Конституции РФ имеют право на квалифицированную помощь. В связи с этим проведение каких-либо допросов обвиняемых, лишенных права на защиту, незаконно.

По данным Znak.com один из фигурантов этого уголовного дела — глава Совета тейпов Ингушетии Малсаг Ужахов — заявил следователю, что не может давать показания по делу, так как до сих пор не понимает, в чем конкретно его обвиняют. Ужахов настаивает, что обвинения против него «абсурдные», потому что в деле даже не прописано, какие именно его действия были направлены на организацию насилия над силовиками. Кроме того, Ужахов уверяет, что физически не мог организовать нападение неизвестных ему активистов на таких же неизвестных ему силовиков. Глава Совета тейпов Ингушетии считает, что уголовное преследование против него и других активистов политически мотивировано.

Ранее правозащитный центр «Мемориал» признал политическими заключенными пятерых активистов из Ингушетии, обвиняемых в организации насилия над представителями власти во время столкновений из-за изменения границ между Ингушетией и Чечней. Речь идет об Ахмеде Барахоеве, Мусе Мальсагове, Исмаиле Нальгиеве, Барахе Чемурзиеве и Малсаге Ужахове.

«„Мемориал” проанализировал выдвинутые против лидеров оппозиции обвинения и пришел к выводу, что они беспочвенны. Ни одно из перечисленных следствием обстоятельств не подтверждает, что у лидеров оппозиции был такой умысел, что они желали насилия и призывали к нему. Нет доказательств, что они имели умысел на нанесение вреда здоровью представителей власти, стремились к нему, организовывали его или руководили им.

Судя по видеозаписям с места событий и свидетельствам очевидцев, лидеры призывали протестующих разойтись и не допускать столкновений с силовиками», — говорилось в заявлении правозащитников.

Напомним, что Ахмед Барахоев, Муса Мальсагов, Исмаил Нальгиев, Малсаг Ужахов и Барах Чемурзиев обвиняются в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 33, части 2 статьи 318 УК РФ («Организация насилия, опасного для жизни и здоровья представителей власти в связи с исполнением ими должностных обязанностей»). Санкция статьи предполагает наказание вплоть до 10 лет лишения свободы.

Поводом для возбуждения уголовного дела против ингушских активистов стали столкновения, которые произошли в Ингушетии в конце марта. Тогда местные жители выступали против передачи части земель соседней Чечне. Однако, несмотря на многотысячные протесты, Юнус-Бек Евкуров, возглавлявший тогда республику, подписал соглашение с Рамзаном Кадыровым о передаче части земель, Конституционный суд России впоследствии признал это соглашение законным.

26–27 марта в Магасе проходил сначала согласованный с властями, а затем — стихийный митинг против изменения границы с Чечней и правил референдума. Акция протеста закончилась столкновениями с силовиками — это стало одной из причин возбуждения уголовных дел против участников протестов (о нападении на представителей власти и призывах к массовым беспорядкам). Позже митингующие перекрыли федеральную трассу «Кавказ» возле Назрани, где, помимо прочего, требовали отставки главы республики Юнус-Бека Евкурова. Он объявил об уходе со своего поста 24 июня, после чего был назначен заместителем министра обороны России. 

В конце мая стало известно, что Минюст РФ временно приостановил деятельность Совета тейпов ингушского народа из-за призывов к депутатам Народного собрания Ингушетии не принимать закон об отчуждении части ингушских земель в пользу Северной Осетии. Активисты заявили, что действия Минюста — это «метод воздействия на Совет тейпов и граждан в целом с целью задавить протест». Совет тейпов ингушского народа был создан в феврале 2015 года в качестве альтернативы существовавшему Совету тейпов при главе Республики Ингушетия.