Прагматизм побеждает правду: соглашение Турции и "Израиля" удар в спину палестинцам

На модерации Отложенный

Когда прагматизм побеждает правду... Всё больше палестинцев убеждаются: соглашение Турции и "Израиля" - удар в спину

Если отодвинуть в сторону эмоции и политический оппортунизм, то придется признать, что "израильско"-турецкое соглашение по нормализации, подписанное 27 июня, не в пользу палестинцев в целом и жителей Сектора Газа в частности.

    Жители Газы эмоционально устали после десяти лет осады, осложненной разрушительными войнами и отсутствием политического горизонта. Кроме своего сопротивления, неумирающей веры и легендарной стойкости, палестинцы Газы возлагали  надежды и чаяния на немногих друзей. И Турция была одним из них.

    Отношения укрепились в мае 2010 года, когда "израильские" коммандос напали на "Флотилию Свободы" в международных водах и убили девять турецких активистов на борту флагмана "Мави Мармара". Десятый правозащитник скончался позже в результате ранения. С тех пор многие палестинцы, а также турки чувствовали, что отношения между Палестиной и Турцией вступили в новую фазу, фазу не слов, но действий. И если раньше речь шла больше о сентиментальных жестах дружбы, то сейчас - о крови и слезах.

    Безусловно,   Турция -  важный компонент НАТО и американский союзник в регионе  -  находилась под огромным давлением с тех пор, как понизила статус дипломатических отношений с "Израилем" в 2011 году.

    Но, увы, нормализация отношений с "Израилем" без снятия удушающей блокады с Газы не была критерием для Стамбула. Ни экономика, ни политическая стабильности или национальная безопасность не пострадали от разрыва с Тель-Авивом.

    Менее известен тот факт, что разрыв совсем не сказался на торговле между "Израилем" и Турцией. "Хотя политические отношения разбились о скалы, оба понимали, что бизнес должен продолжаться", - недавно признали  турецкие масс-медиа.

     "Бизнес и политика жестко разделены между собой. Торговля с 2010 года не только не упала, но и увеличилась на 26%".

    Более того, 2013-2014 гг. стали самыми прибыльными для "Турецких авиалиний", работавших в сегменте пассажироперевозок между "Израилем" и Турцией, а в 2015 году торговый баланс обеих стран поднялся до 5,6 миллиардов долларов США.

    До сих пор благодаря своей принципиальной позиции по Газе Турция пользовалась невероятным уважением в исламской умме.

    Возможно, Стамбул почувствовал себя слишком измученным войной с Сирией, ростом военного насилия, экономической непредсказуемостью, потоком беженцев, конфликтом с Россией и политическими неудачами правящей партии. Но палестинцы не имели к этому никакого отношения.

    И если президент Турции чувствовал необходимость пересмотра   политического курса в результате политических расчетов, которые ему показались разумными и необходимыми, то что же такого сделали жители Газы, чтобы с ними обошлись таким образом?..

    "Это удар в спину", - написал Хайдар Эйд, профессор из Газы. "Это дешевая манипуляция палестинским вопросом", - вторит ему журналист Гада Абардавиль. Хотя остальные пытаются писать в примирительном дискурсе, разочарование в Газе, а, по факту, среди большинства палестинцев, нельзя   не заметить.

    Д-р Ахмад Юсеф, бывший советник Исмаила Ханийи, отказался осуждать Турцию за провал в снятии блокады с Газы.   "ХАМАС убежден, что при "израильско"-турецком соглашении Анкара достигнет всего, что   возможно, чтобы облегчить блокаду Газы, которая страдает от экономического кризиса", - его позиция.

    Подобная логика  не выдерживает критики.

Турцию нельзя осуждать за провал в снятии блокады. Осада эта "израильская", и ее страшные итоги - это нравственная и юридическая обязанность "Израиля", его региональных партнеров и западных союзников.

    Однако Турция обязана, как и любая другая страна в мире, не вести никаких дел с правительством, обвиняемым в совершении военных преступлений, в апартеиде, в систематическом попрании международного законодательства.

    Пока "Израиль" незаконно оккупирует Западный берег и Восточный Иерусалим, держит в удушающей блокаде Сектор Газа, какие моральные оправдания может предъявить правительство Турции, решившееся на нормализацию отношений с "Израилем"?

    Это соглашение  лишает семьи десяти турецких мучеников   права   уголовного преследования сионистских убийц,  и тысячи палестинских семей также не имеют такого шанса.

    Другими словами, привычный бизнес возвращается в турецко-"израильские" отношения, тогда как жители Газы остаются запертыми между стенами с колючей проволокой.

    Те, кто пытаются увидеть стакан наполовину полным, ссылаются на тот факт, что Газа получит тонны турецкой гуманитарной помощи, госпиталь на 200 коек и станцию по опреснению воды, что особенно важно, если помнить, что лишь 3% всей воды Сектора пригодны для употребления.

    Однако все поставки будут проходить через "израильский" порт, а именно это отказались сделать активисты с "Мави Мармара". Этот политический шаг лишь придает "легитимность" оккупации и самой системе блокады.

    Что еще хуже, соглашение, если оно будет выполнено, понизит статус кризиса в Газе до гуманитарного, хотя это не так. Газа страдает не от простого экономического эмбарго, это политически мотивированная блокада после демократических выборов 2006 года в Палестине, результаты которых не захотел признать "Израиль" и его союзники.

    Жителей Газы сионисты  наказывают за их политический выбор, за их сопротивление, за отказ подчиниться давлению и шантажу. И ни госпиталь, ни станция по опреснению, ни еда не решат ни одну из этих проблем.

    Когда "израильские" коммандос захватили "Флотилию Свободы" в мае 2010 года, что-то необычайно важное случилось в Газе - это было глубокое чувство потери и вместе с тем гордости. В первый раз это поколение почувствовало настоящую солидарность со стороны исламской страны, которая была проявлена в такой решимость и готовности к жертвам.

    Годами жители Газы жили надеждой, что Турция будет поддерживать палестинцев в блокаде, пока та не будет снята.

    Так не случилось. Более того, "Израиль" извлечет огромную выгоду в результате этой сделки, например, сможет экспортировать свой газ в Европу через Турцию.

    И если с турецкой точки зрения речь шла не только о деньгах, то о чем же? Переосмысление внешней политики? Возращение к принципу "никаких проблем с нашими соседями"? Что бы это ни было, надежды Газы разбились под весом "реальной политики".

    Эта сделка стала ударом по надеждам палестинцев на прекращение блокады.

    Возможна, эта сделка стала еще одним звонком: палестинцы должны рассчитывать только на себя, добиться национального единства и затем уже искать солидарности в мире.

    Тем не менее, эта нечестная сделка не сможет разорвать братские узы между турецким и палестинским народом. " Кровь гуще воды ", - говорят они. И они правы.