Владимир Фортов: РАН под угрозой "растаскивания на куски"

На модерации Отложенный

С началом реформ Российская академия наук (РАН) постоянно находится под давлением целого ряда организаций, желающих «растащить структуру на куски». Об этом, как передает корреспондент РИА «Новый День», заявил президент Российской академии наук Владимир Фортов на пресс-конференции в Москве. По его оценке, 2016 год покажет, насколько эффективна начатая в 2013 году реорганизация.

Фортов отметил, что с момента введения реформ появилась масса бюрократические проблем и ненужных бумаг, «которые никто и не читает». «Ученые и бюрократия – это противоположные полюсы», – считает он.

Но главной опасностью Фортов считает давление со стороны ряда учреждений и частных лиц, которые на фоне реформ стараются забрать себе институты и территории, принадлежащие РАН.

«Как началась реформа, мы постоянно находимся под давлением разного рода организаций – и прикладных, и вузовских, которые хотят часть институтов забрать с тем, чтобы включить их в себя. Не скрою от вас, что существуют люди, которые просто хотят поиметь собственность. Академия наук в трудные времена с 90-х годов и по настоящее время управлялась людьми, которые ученые и понимают необходимость инфраструктуры для науки, нам удалось не дать растащить эту структуру на куски», – подчеркнул Фортов.

Он пояснил, что до 1995 года в России было 132 министерства и 5 500 институтов в их ведомстве, которые в итоге остались бесхозными, чем воспользовались некоторые лица. «Если посмотрим статистику, часть из них приватизирована, часть развалилась», – сказал президент Академии.

В связи с этим Фортов сообщил, что в ходе январского заседания Совета по науке удалось убедить президента РФ сохранить нынешнюю структуру благодаря мораторию, а решения об изменениях оставить в компетенции РАН и Федерального агентства научных организаций (ФАНО).

«Владимир Владимирович пошел нам на встречу. До конца третьего года (реформ) мы должны предложить какие-то разумные системы реструктуризации. Это не очень сейчас популярное слово – реструктуризация, потому что очень часто принимает уродливые формы, когда объединяют совершенно разнопрофильные институты, извините, гинекологического, физического, астрономического и гуманитарного профиля. Мы против этого возражаем. Тем не менее, какие-то разумные структуры нам надо делать», – считает Фортов.

По его словам, глава государства одобрил предложение о моратории и в настоящий момент «решение находится в форме поручения совета по науке».

Фортов также обратил внимание на проблему недофинсирования науки. По его словам, западные санкции увеличили стоимость расходных материалов и оборудования, но при этом финансирование РАН в этом году составило $1,2 млрд долларов – по сравнению с прошлогодней цифрой в $1,4 млрд.

Глава РАН также отметил, что реформы должны продемонстрировать результат через три года после введения – соответственно, текущий год покажет эффективность правительственных мер. «В 2016 году должна быть продемонстрирована жизнеспособность реформы. Не с точки зрения распределения чиновников по кабинетам и писания инструкций, а показать преимущества того, делается», – подчеркнул он и добавил, что РАН приходится «вписываться в новую систему координат», которая прижилась на Западе, но является новым опытом для России.

По оценке Фортова, реорганизация – это «рискованное дело», в сложно обеспечить взаимодействие входящих структур и сделать его «полезным и менее формальным».