Ингушетия – Чечня: споры за землю

На модерации Отложенный

Ингушские парламентарии уверены, что меняться территориями с Чеченской Республикой неравноценно и противозаконно.

 

Договоренность об изменении административной границы между Чеченской Республикой и самым малочисленным регионом Российской Федерации – Ингушетией была достигнута ранее главами двух республик. Рамзан Кадыров и Юнус-Бек-Евкуров пришли к общему согласию относительно двусторонней границы в конце сентября 2018 года, но территориальный спор и явные недопонимания в республиках, очевидно, еще остаются и полного устранения разногласий пока не наблюдается, пишет информагентство «Росбалт».

Так, во время пресс-конференции, которая состоялась на минувшей неделе в столичном пресс-центре агентства «Росбалт» ряд депутатов парламента Ингушетии выступили с резкими заявлениями  по вопросу о пересмотре границы республик. В частности, ингушские парламентарии ссылаются на решение Конституционного суда Ингушетии, который признал незаконным нынешнее деление административных границ между двумя республиками.

Отметим, что в конце октября текущего года Ингушский Конституционный суд постановил, что октябрьское соглашение, устанавливающее границы между Ингушетией и Чечней противоречит законам.

Постановление Конституционного суда Ингушетии оказалось очень кратким и вполне ясным. В частности, первый пункт решения КС гласит, что «соглашение не соответствует Ингушской конституции», а второй пункт поясняет, что для того, чтобы соглашение вступило в силу и имело правовые последствия для органов всех ветвей власти, для организаций и местного населения, в республике необходимо проведение всенародного референдума.

Напомним, что договоренность властей Ингушетии и Чечни о пересмотре административных границ вызывало волну негодования и возмущение, прежде всего, среди Ингушских граждан. На этом фоне в республике стали проходить акции протеста и митинги. Далее противостояние перешло в плоскость Ингушского Конституционного суда, который принял решение, полностью не соответствующее позиции главы республики Юнус-Бек-Евкурова и его администрации.

Не удивительно, что в такой обстановке внутренние противоречия в Ингушетии могут только нарастать, что требует определенных уступок и налаживания конструктивного диалога для снижения напряженности в обществе. Тем не менее, Евкуров продолжает действовать исходя из своей позиции, и считает себя правым. Глава республики обратился в Конституционный суд РФ, который и должен вынести окончательное решение по данному вопросу.

Депутаты Ингушского парламента, которые присутствовали на пресс-конференции в Москве, обращали внимание на «скользкие» моменты в имеющемся соглашении с Чечней, а также заявили о ряде нарушений, допущенных при рассмотрении Ингушским парламентом данного вопроса.

Так, Ингушский депутат Закрий Мамилов в комментарии СМИ пояснил, что в момент рассмотрения документа в сессионном зале находились только 24 из положенных 32 парламентариев.

В то же время для принятия решения достаточно голосов 17 депутатов. При этом господин Мамилов показал журналистам список с подписями 15 депутатов Ингушского парламента, которые утверждают, что они высказались против данного соглашения с Чеченской Республикой. Поэтому если 9 остальных депутатов, которые были в тот день в зале и поддержали документ, они фактически не имели большинства, утверждает парламентарий.

Кроме того, господин Мамилов отметил и тот факт, что Ингушетия представляет собой самую маленькую из всех имеющихся республик России, в то время как республика плотно заселена и сопоставима с мегаполисами.  Ингушские парламентарии, высказывающиеся против пересмотра границ, отмечают, что во многих СМИ России доминирует мнение о том, что Ингушетия и Чечня добровольно и равноценно меняются территории.

Однако Мамилов попытался опровергнуть такое предположение, заявив, что у малочисленной Ингушетии урезают 34 тысячи гектар земли в Судженском районе, при том, что Ингушетия по документу получает от Чечни всего порядка двух тысяч гектар земли. По мнению депутата, «любые изменения административных границ невозможны без учета мнения населения республик, а значит , что по этому вопросу в Ингушетии должен состояться референдум».