Чаплин, десятина и вопросы к Церкви

На модерации Отложенный

Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин предложил прихожанам платить церковную десятину – налог в пользу церкви.

Протоиерей Всеволод Чаплин каким-то чудом пришел в гости на интернет-передачу «Минаев Live» к публицисту и телеведущему Сергею Минаеву. В прямом эфире Чаплин призвал к совести верующих, чтобы 1/10 часть их дохода поступала в церковь.

«Если они христиане, они должны отдавать десятую часть своего дохода на Церковь. Тот, кто этого не делает и при этом пытается считать деньги в том или ином храме, на самом деле, должен себя покрыть позором», - заявил протоиерей. Это церковная десятина - десятая часть дохода, которая в виде налога в пользу церкви отдается на церковные нужды.

Он также отметил, что священники должны получать всё необходимое от своих прихожан, а не «бегать по офисам крупных компаний и говорить: Дайте! Дайте! Дайте!».

«Люди, которые именуют себя православными христианами, – это довольно большое количество людей в России – вообще должны, на самом деле, нести ответственность, в том числе финансовую, за свой храм, за своего священника, за свою Церковь», – назидательно отметил Чаплин.

Источник: http://online47.ru/a/2012/05/05/CHaplin_prizval_prihozhan_o/

Хочется напомнить господину Чаплину, что РПЦ сама уже не единожды покрывала себя позором. И когда обирала народ непосильным для крестьян двойным налогообложением в царской Руси, и когда в период раскулачивания Церкви (это случилось в 1922 году) русскому народу пришлось увидеть, во что материализовались собранные с него по крохам деньги и натур-продукты.

Историческая справка: десятина взималась в виде десятой доли с произведений земледельческих или всяких других доходов русского народа в пользу церкви. Взимание десятины осуществлялось различными церковными организациями. Основной тяжестью десятина ложилась на русское крестьянство (высшие слои населения часто от неё освобождались). Отмена десятины была одним из требований русских крестьян во многих восстаниях. Окончательно ликвидирована десятина была в России в конце 19-го века. (Славянская энциклопедия А. А. Тюняева).

Десятина была на Руси вторичным налогооблажением граждан, что и возмущало прежде всего самые бедные слои населения.
Первое налогообложение было каждому понятно – в пользу государства, на его управление и развитие (в современной России это 13% подоходный налог), второе налогообложение не поддавалось разумению – дополнительный 10% налог в пользу Церкви.

Если мы воспользуемся энциклопедическим словарем «РОССИЯ» (Санкт-Петербург, 1898 г.), то он нам расскажет, что 120 лет назад, в конце XIX века, на европейской части страны проживало: русских – 72,5%; финнов – 6,6%; поляков – 6,3%; литовцев – 3,9%; евреев – 3,4%; татар – 1,9%; башкир – 1,5%; немцев – 1,3%; молдаван – 1,2%; всех остальных – от 0,5 до 0,04%%.
По вероисповеданию состав населения европейской части России имел следующую картину: православных и единоверцев – 83,44%; раскольников – 1,5%; католиков – 4,4%; протестантов – 3,4%; евреев (некрещёных) – 3,0%; магометан – 3,6%.
Основным населением России было сельское – 82,55%. В городах жило всего 7,25%. По сословиям в статистике того времени особо выделялось дворянство – 1,2% и духовенство – 0,9%. Около 5,6% от общего числа населения составляло военное сословие. Остальные 9,8% – приходились на рабочих и служащих, сюда же входили врачи, учителя и полицейские.

Воспользовавшись этим энциклопедическим словарём, мы узнали, что доля священнослужителей от общего числа граждан, проживавших в России, составляла менее 1%.

Именно этому меньшинству весь остальной люд должен был отдавать 10% от всех своих доходов – десятину. Простая арифметика, которой владели даже крестьяне, показывала, что эти 0,9% (духовенство) имели узаконенное право жить более чем в 10 раз лучше среднестатистического гражданина России.

После разразившейся в России революции, с написанного В.И. Лениным 19 марта 1922 года руководящего документа, началось изымание у Русской Православной Церкви всех нажитых ею неправедным трудом ценностей.
Ленинский документ, вошедший во все учебники по истории Советской России, содержал в том числе и такие строки.
«Вся Православная Церковь – контрреволюционная организация. Собственно, следовало бы посадить в тюрьму всю Церковь. Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни если не тысячи трупов, мы можем (и потому должны!) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления... Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели думать. Подпись: В.И. Ульянов-Ленин».

Каких результатов добились большевики в деле изъятия церковных ценностей в том же году, говорит другой документ. Нетрудно догадаться, что все эти ценности были излишками той самой десятины, которую церковнослужители собирали с народа, но не смогли потратить на свои нужны. Этих излишков было много, очень много, а чтобы они не пропали, церковное руководство регулярно конвертировало их в самую надёжную валюту – золото, серебро, бриллианты и т.п. Цитирую исторический документ советской эпохи.

«ВЕДОМОСТЬ количества собранных церковных ценностей на 1 ноября 1922 г.
По телеграфным сведениям местных Комиссий по изъятию церковных ценностей изъято:
1. Золота – 33 пуда 32 фунта;
2. Серебра – 23 997 пуда 23 фунта;
3. Бриллиантов – 35 670 шт;
4. Прочие драгоценности: камни – 71 762 шт;
5. Жемчуга – 14 пуда 32 фунта;
6. Золотой монеты – 3115 руб;
7. Серебряной монеты – 19 155 руб;
8. Различных драгоценных вещей – 52 пуда 30 фунтов.
Всего изъято по приблизительному подсчету на сумму 4 650 810 руб. 67 коп. Кроме указанных церковных ценностей отобраны антикварные вещи в количестве 964 предметов, которым будет произведена особая оценка. Подпись: А. Винокуров».

Это только одна отчётная ведомость об изъятии церковных ценностей, а их, надо полагать, было энное количество, поскольку процесс экспроприации ценностей был достаточно продолжительным, а отчётность центральные органы большевиков требовали от местных комиссий регулярно.

Господин Всеволод Чаплин хочет, чтобы всё вернулось на круги своя?

Прежде чем что-либо требовать от народа или говорить о финансовой ответственности православных христиан перед Церковью, не мешало бы самой Церкви, её высокопоставленным священникам ответить на ряд вопросов, давно назревших у верующих в Христа людей. Ибо всякая ответственность должна быть взаимной.

Самый главный вопрос, который давно интересует многих русских людей следующий:
В Евангелии написано, что Христос ясно и однозначно сказал про иудеев: «ваш отец диавол и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин. 8: 44). В то же время во всех современных Церквах священники говорят прихожанам, что иудеи и христиане в одного Бога Отца веруют.

Сам собой напрашивается резонный вопрос: кому верить – священникам от РПЦ или Христу-Спасителю?

06 мая 2012 года. Мурманск. Антон Благин