О лесных пожарах в СССР и РФ: ощутите разницу

На модерации Отложенный

Минувшим летом в Европейскую часть нашей Родины пришла большая беда: страшные лесные пожары, которые нанесли огромный материальный и моральный урон. В Выксунский район Нижегородской области прилетели Путин и патриарх Кирилл. Жаль, что они прилетели, а не приехали поездом. Самолеты и вертолеты у нас постоянно разбиваются.

Вспоминаю случай, когда в течение 20 лет, начиная с 1960 года, из столицы Таджикистана днем вылетал в Москву ИЛ-18, и ни один самолет не разбился, ни один самолет не совершил вынужденную посадку, ни один рейс не был сорван или отменен. То же самое относится к нескольким рейсам в день из Душанбе в Ташкент - ни один не разбился. Самолеты Ильюшина были эталоном воздухоплавания как на войне, так и в мирное время. Это вам не Боинги, которые так любят российские власти и которые постоянно бьются и совершают вынужденные посадки. Вертолеты постоянно бьются из-за плохой эксплуатации и ремонта. Если бы Путин с патриархом ехали поездом, то увидели бы, как в той же Московской области горят деревья рядом с полотном железной дороги, и никто не тушит; увидели бы разоренные сельхозфермы, заброшенные поля.

Ветераны вспоминают страшную засуху и недород в первый послевоенный 1946 год, когда еще велись активные боевые действия с бандеровцами на Украине и с бандформированиями в Прибалтике. Однако тогда ничего не горело и дым не застилал глаза не щипая, нос и горло. Объясняется это просто. Большинство тепловых электростанций и котельных в Европейской части СССР работало на торфе. От "царя-батюшки" Николашки II кровавого в наследство не досталось никаких ТЭЦ, ГРЭС, ГЭС. Все это было построено по плану ГОЭЛРО (ленинско-сталинскому плану). Основным способом добычи торфа для этих электростанций и котельных был гидравлический способ по методу инженера Классона. Площадь же вынутого торфа заливалась водой. Торф горел в котлах Шатурской, Каширской, Ивановской, Ярославской, Горьковской и других ГРЭС и ТЭЦ. Сегодня же торф горит, пожирая лес, деревни и сельскохозяйственные постройки. Конечно, идеологи и авторы плана ГОЭЛРО прекрасно понимали, что теплотворная способность угля и мазута (про газ тогда не было и речи) значительно выше, чем торфа, но они знали и помнили слова великого Менделеева, что топить можно и ассигнациями. Если бы не торф, войну бы не выиграли, ибо в 1941-1943 гг. Донбасс был оккупирован гитлеровцами и разрушен, Подмосковный бассейн - также, Баку в значительной степени было отрезано, про воркутинский уголь и газ никто тогда и не слышал. Торф также широко использовался для удобрения, как и зола. Торф прессовался, и торфяные брикеты шли для отопления.

Автор статьи в 1946 году учился в первом классе семилетней школы N5 г. Владимира. Отопление в школе было печное, на торфе. В лесах не было никаких праздношатающихся бомжей, беспризорных.

Все работали, Сталин разгильдяев не жаловал.

Летом в Белоруссии была такая же жара, но там не сгорел ни один дом, каждый квадратный километр был под строгим контролем, и это не случайно: лесников там не сокращали, документы Лесного кодекса Белоруссии составлены квалифицированно и отвечают интересам народного хозяйства, пожарные команды в воинских частях никто не сокращал, не ликвидировал и делать это не собираются, рассматривая это как преступление. Мертвых и заброшенных деревень там нет.

Сравните все это с Россией, где чуть не сгорел Саров. Оказывается, леса вокруг Сарова не чистили от сухостоя и упавших деревьев два десятка лет со времен предательского развала СССР. И никто за это не понес никакого наказания. Вспоминается жаркое дето и лесные пожары 1972 года. Но тогда потери были значительно меньшими, что не случайно. В тушении пожаров широко участвовала Советская Армия. Только в Подмосковье было задействовано более 100 тысяч военнослужащих во главе с министром обороны СССР Гречко. Трубопроводные войска (образованные по указанию Сталина в 1952 г.) проложили свыше 1300 км трубопроводных сетей. Сейчас этот вид войск ликвидирован, а оставшиеся небольшие подразделения смогли проложить только 110 км. В Горьковской области в тушении пожаров участвовали воины 16 корпуса ПВО, который прикрывал с воздуха Горький, Саров и Горьковскую ГЭС, а с северо-востока - территорию 6 областей и 4 автономных республик. Больше этого корпуса нет, он никого и ничего не прикрывает, а, как сообщалось, его командный пункт брошен и разграблен бомжами.

Участвовали в тушении пожаров два военных училища, дислоцировавшихся в Горьком. Больше их нет. В других областях России в тушении пожаров участвовали слушатели (в том числе и иностранных факультетов) Военно-инженерной академии им. Куйбышева, основанной в 1819 г., Бронетанковой академии им. Малиновского, Высших офицерских курсов "Выстрел" им. маршала Шапошникова. Больше их нет, как и многих других военно-учебных заведений.

В тушении пожаров 1972 году в Горьковской области принимали участие и промышленные и строительно-монтажные предприятия: завод «РИАП», «Старт», «Агат», трест «Спецфундаментстрой» и др. Многие из них больше не существуют. Участвовал и завод «Красное Сормово», где сегодня закрыты многие цеха, а численность работников сокращена почти в 10 раз.

Возникшие пожары первыми замечали, как правило, летчики местных авиалиний и санитарной авиации. От тех и других остались сегодня рожки да ножки. Например, о наличии аэродромов местной линии в райцентрах Горьковской области Сокольское, Б.Болдино и др. помнят разве лишь ветераны.

С.Г. КРЮКОВ