Гройсман в Одессе: ОПЗ отдадут команде Порошенко?

На модерации Отложенный

Поездка Владимира Гройсмана в Одессу уже принесла свои плоды. Наливным яблочком на расписной тарелочке нового премьера стало окончательное решение о продаже Одесского припортового завода,стартовая цена составляет около 13 млрд. гривен. Теперь стало понятно, зачем именно Гройсман приезжал в Одессу и почему так усердно стремился подружиться с губернатором области Михаилом Саакашвили, выполняя все его просьбы и унеся с собой довольно объемистый свиток «одесских реформ».

Впрочем, начнем сначала.

17 мая Гройсман решил посетить Одессу якобы для того, чтобы проверить, как идут дела с ремонтом злополучной трассы Одесса-Рени и проинспектировать «новую таможню» и ее главу Юлию Марушевскую. Встреча должна была проходить в непринужденной обстановке, для этого премьер заранее запретил всяческую шумиху по поводу своего приезда. Впрочем, это не помогло. Первым, что увидел Гройсман в Одессе, стали немногочисленные пикеты, а также очередь из граждан, возжелавших пообщаться со столь значительно персоной на киевском Олимпе.

Не будем останавливаться на том, как Саакашвили выпросил у премьера «помилование» для своей милой таможенной протеже, как бахвалилсяремонтом дороги или как просил «прищучить» Ахметова, а перейдем непосредственно к ОПЗ.

Немного истории

Одесский припортовый завод уже давно является притчей во языцех. Кто только не пытался его продать и купить: в 2008 году Юлия Тимошенко, будучи премьер-министром Украины, устроила аукцион по продаже завода, который был признан незаконным.

Затем на ОПЗ претендовал олигарх Дмитрий Фирташ, прокрутивший одну из своих самых знаменитых схем по поставкам газа на завод, впоследствии принесшую ему первоочередное право на покупку предприятия и задолженность перед его компанией в 5 млрд. гривен.

Однако мечтам Фирташа не дал сбыться евромайдан, лишивший его столь выгодной покупки. Поставками же газа на ОПЗ стал заниматься экс-губернатор Днепропетровской области, одиозный олигарх Игорь Коломойский.

Кроме этого, ОПЗ уже пытались продать летом 2015 года, сначала оценив предприятие в 500 млн. долларов, а затем подняв стартовую сумму до $1 млрд. Данную аферу хотел провернуть тогдашний премьер-министр Арсений Яценюк.

Говорить о припортовом заводе можно долго, но вернемся к нынешней ситуации: зачем именно Гройсману было нужно наведаться в Одессу.

ОПЗ может перейти во владение Порошенко?

На этом существенном вопросе стоит остановиться более подробно. Визит Гройсмана в Одессу говорит о том, что у президента Украины появился новый интерес в деле ОПЗ.

Ранее, а точнее до того времени, пока Саакашвили считался полностью лояльным Петру Порошенко, интерес президента к припортовому заводусвязывали с опальным российским олигархом Константином Григоришиным, партнером украинского гаранта.

Однако в условиях «войны с агрессором» продажа стратегически важного предприятия давнему другу Порошенко является невозможным с точки зрения националистического курса Украины.

И в этот момент на сцену вступают Александр Грановский и Андрей Адамовский, депутат от БПП и бизнесмен.

Об этом тандеме стало известно в марте 2015 года, когда ОПЗ заключил заведомо убыточный контракт на поставку продукции гонконгской фирме ООО Expo Trade Global. Почему контракт был убыточным? Да просто потому, что средняя рыночная цена за тонну аммиака в то время составляла 550 долларов, а контракт был заключен по стоимости 400 долларов за метрическую тонну сырья. Более того, спустя пару недель было заключено дополнительное соглашение, по которому стоимость аммиака уменьшалась на 25% и составляла 291 доллар за тонну. Достаточно подсчитать разницу в убытках, чтобы понять размах аферы.

Было проведено немало различных расследований. Все они сходятся в том, что за спиной гонконгской фирмы стоят именно Грановский и Адамовский. Ведь визировала документы по убыточному контракту с офшорной компанией именно Ольга Ткаченко, бывшая помощница депутата Грановского (сведения об этой строке из жизни удачливой дамочки были затерты на высшем уровне), и экс-директор киевского ТРК Sky Mall, который, как известно, принадлежит Адамовскому. Кроме этого, наблюдательный совет Одесского припортового завода в мае 2015 года назначил ее членом правления.

Конечно, подобные аферы еще никак не указывают на то, что Порошенко решил приложить царственную руку к производству и продаже аммиака. Однако тот факт, что Грановского нередко связывают с народным депутатом от БПП Игорем Кононенко, давним и близким другом Порошенко, заставляет задуматься, все ли так прозрачно на поприще проворачиваемых афер.

Конечно, тот факт, что Кононенко является бизнес-партнером президента, ни для кого не является секретом. Но вот его связь с ОПЗ и дальнейшей приватизацией – действительно официально не подтверждена. Пока что. И все же: имя Грановского и Коненко прочно связаны, пусть даже сами нардепы и отрицают возможные пересечения в бизнесе и личной жизни.

Также следует вспомнить о том, как Саакашвили обвинял Кононенко в махинациях на ОПЗ, то есть косвенно подтверждая эту связь. Становится ясно, что визит человека Порошенко в Одессу нужен был именно для того, чтобы умаслить якобы негодующего губернатора области. Именно по этой причине Гройсман не только выполнил все прихоти экс-президента Грузии, но и пообещал ему и далее содействовать во всех начинаниях, подготовленных Центром свободной экономики им. Кахи Бендукидзе. Еще бы, ведь куш в виде Одесского припортового завода довольно драгоценен, чтобы просто так выпускать его из рук.

Представляется, что в скором времени мы все же увидим финал эпичной битвы за ОПЗ: с одной стороны ринга будет Коломойский, уже сейчасподающий жалобу от имени своей компании «Нортима», выигравшей тендер по покупке ОПЗ в 2009 году. В другой стороне ринга будет обязательно стоять Фирташ, который попытается не позволить ОПЗ уплыть из своих рук, ну или хотя бы забрать причитающийся ему долг. С третьей стороны ринга будет обязательно стоять команда БПП, нашедшая средства и силы, чтобы соперничать с акулами олигархического мира. А вот кто именно будет стоять в четвертом углу – пока достоверно неизвестно. Среди украинских бизнесменов пока нет столь значимых фигур, способных тягаться с вышеназванными тяжеловесами. Но это не означает, что они не попытаются. Впрочем, конкурс обещают открытым и прозрачным…