Ближневосточная нефть Германии не досталась

На модерации Отложенный

В канун нападения фашистских агрессоров на СССР они планировали захватить крупные нефтяные месторождения Ближнего Востока – в Ираке, Саудовской Аравии и британском Кувейте. «Бензоколонкой» Третьего рейха и его марионеток была Румыния. Синтетическая (угольная) нефть производилась в Германии. Но для масштабной войны этих ресурсов явно не хватало.

Будущие союзники СССР смогли защитить ближневосточные нефтяные «закрома». И тем самым задержали месяца на полтора фашистское вторжение в Советский Союз. Хотя, напомним, именно с Ближнего Востока намечалась с участием Турции агрессия против СССР (план «Топливо») в марте-апреле 1940-го. Но военно-политическая конъюнктура зачастую меняется быстро...

Основной мишенью германских стратегов в тот период был Ирак. Фактически он с 1918 года являлся протекторатом Лондона, хотя с 1932-го считался формально независимым. Но здесь оставались крупные британские военные базы. Контролируемая Лондоном добыча иракской нефти, начавшись в 1922-м, быстро увеличивалась. До 70 процентов ее объема уходило в Великобританию.

Германская агентура смогла обеспечить приход к власти в Ираке 31 марта 1941 года правительства генерала Рашида Гайлани, выступавшего за полный уход британцев из страны. В апреле начались консультации о передаче в концессию германским (и частично итальянским) компаниям крупных месторождений в центральном и южном Ираке. Предполагался последующий экспорт добытого сырья через Турцию и Сирию (тогда – французский протекторат) в Германию и Италию. Британцы осудили действия Гайлани и отказались от передачи в собственность Ирака (согласно генеральскому указу) своих нефтяных и финансовых активов в этой стране. Тем временем уже в апреле начались и стали быстро расти поставки Багдаду германского и итальянского вооружения, в основном через Турцию и Сирию. Прибыли военные «советники» из Третьего рейха.

В тот же период, напомним, британские войска терпели поражения в Югославии и Греции, но многие эксперты считают, что Лондон намеренно «уходил» с Балкан ввиду неизбежности военной операции в Ираке. Ситуация усугублялась поддержкой Гайлани и германских ближневосточных планов властями соседних Сирии и Ливана, французских протекторатов, которые до осени 1941-го подчинялись коллаборационистскому режиму Петена. Хотя войска деголлевской «Сражающейся Франции» уже наступали при британской поддержке на Дамаск, Алеппо и Бейрут.

О планах Оси в отношении ближневосточной нефти предметно свидетельствовали неоднократные бомбардировки германо-итальянскими ВВС саудовского Дахрана, главного в регионе припортового нефтехранилища с перегонным заводом, и близлежащих месторождений.

Это примерно на четверть сократило объемы экспорта оттуда нефти и нефтепродуктов в 1940-м – начале 1941-го. Казалось бы, Эр-Рияд должен был вступить в войну против Оси, но это случилось только 1 марта… 1945-го. Саудовскую нефть уже в те годы контролировал американский бизнес, и в Эр-Рияде, похоже, хотели изменить положение.

Британские ВВС, расположенные в соседнем Кувейте, после 1940-го не позволяли гитлеровской авиации приближаться к саудовским объектам. Тем временем 2 мая британские войска (немного позже к ним присоединились части «Сражающейся Франции») начали военные действия против иракской армии. К 15 мая они взяли Багдад, но режим Гайлани был свергнут британцами только 30 мая. А до этого как раз на середину мая 1941 года планировалась германо-итальянская высадка вблизи Дахрана. Одновременно войска Гайлани должны были оккупировать соседний Кувейт для соединения с этим десантом. Не вышло.

Германский фельдмаршал Роммель отмечал в 1943-м: «Вместо активных действий в Ливийской пустыне войскам Германии и Италии целесообразнее было, пользуясь позицией властей Виши в Леванте (Сирии и Ливане. – А. Ч.), проникнуть в Ирак весной 1941-го и закрепиться там, начав после этого, возможно, действия в британском «нефтяном» Кувейте. Это укрепило бы экономику Оси в канун наступления на СССР». Министр иностранных дел Италии граф Чиано тоже сетовал на невозможность длительной войны Оси без ближневосточной или бакинской нефти. Генерал Уэйвэлл, командующий британскими и деголлевскими войсками на Ближнем Востоке в 1941 году, полагал, что «германско-итальянский захват нефти Ирака и тем более Кувейта ускорил бы военный союз Оси с Турцией и вполне мог привести к сильному удару по СССР с юга уже в 1941-м. А положение союзных войск в регионе резко бы усложнилось».

То есть угроза германского захвата иракской, да и саудовской, кувейтской нефти была устранена фактически в канун Великой Отечественной. И саму войну упомянутые события на Ближнем Востоке несколько отсрочили. Нелишне в этой связи напомнить, что к 1941 году Саудовская Аравия, Ирак, Кувейт обеспечивали до четверти мировой добычи нефти.

Метаморфоза: пробританский Ирак, как уже говорилось, был основным плацдармом плана совместной агрессии Англии, Франции и Турции против СССР весной 1940 года. Но советско-финляндское перемирие 12 марта 1940-го похоронило этот план.