Караджич решил стать мучеником

Печально известный сербский полевой командир Радован Караджич прервал год молчания в Международном трибунале. Речь, которую он произнес в свою защиту 1 марта, была яркой и уверенной. По его собственным словам, во время боснийской войны он не истреблял мусульман, а «защищал величие маленькой сербской нации». По мнению экспертов, судебная речь Караджича — последний громкий выход когда-то мощной политической фигуры.

«Я стою перед вами не для того, чтобы защитить себя, простого смертного, а для того, чтобы защитить величие маленькой нации, которая живет на территории Боснии и Герцеговины и которая на протяжении 500 лет вынуждена была страдать, но при этом демонстрировала скромность и упорство в желании жить свободно»,— заявил Караджич Международному трибуналу по бывшей Югославии (МТБЮ).

Полевой командир, руководивший сербскими войсками на территории нынешней Боснии и Герцеговины, обвинил в кровопролитной гражданской войне 1992–1995 годов мусульманское население региона. По словам Караджича, в развязывании военного конфликта между боснийскими сербами, мусульманами и хорватами виноват Алия Изетбегович, лидер Партии демократических действий. Подсудимый подчеркнул, что политика этой партии была направлена на благо мусульман и при этом ущемляла интересы христианского большинства — сербов и хорватов. «У них была исламистская цель,— говорил Караджич.— Они хотели абсолютную власть, как это было во времена Оттоманской империи». Таким образом, по словам бывшего сербского командира, война его сербской армии должна считаться «праведной и святой».
Радован Караджич с 1995 по 2008 год скрывался от международного преследования, существенно изменив внешность

11 пунктов обвинения

Обвинение против Караджича состоит из 11 пунктов. Пять из них касаются преступлений против человечности, четыре — нарушений законов ведения войны и два — актов геноцида, в том числе в связи с гибелью 8000 боснийских мусульман в Сребренице в 1995 г. Также прокуроры утверждают, что именно на нем лежит вина за осаду Сараево, которая продолжалась два года и унесла жизни 10 тысяч человек. Караджичу грозит высшая мера наказания.

Ранее Караджич неоднократно заявлял, что считает суд над ним незаконным. Процесс начался осенью прошлого года, однако подсудимый потребовал, чтобы ему предоставили дополнительное время на ознакомление с материалами его уголовного дела, объем которого составляет 938 тыс. страниц (вместе с вещественными доказательствами и письменными показаниями свидетелей — 1,2 млн страниц). Суд частично удовлетворил требование Караджича и перенес начало процесса на 1 марта.

До марта Караджич бойкотировал слушания, отказавшись от услуг предложенного ему адвоката. Однако теперь сербский политик сменил манеру поведения.Караджич использует козыри

В первый же день возобновившихся в марте слушаний бывший президент Республики Сербской сослался на скандальный договор с тогдашним спецспредставителем США на Балканах Ричардом Холбруком.

Караджич неоднократно упоминал об обещании Холбрука обеспечить ему защиту от преследования со стороны МТБЮ, если сербский лидер добровольно уйдет с политической сцены.

Вашингтон отрицает наличие этих договоренностей. Однако Караджич предоставил в распоряжение суда запись разговора бывшего главного обвинителя МТБЮ Карлы дель Понте с некими неизвестными людьми. Во время этой беседы дель Понте утверждает, что ей известно о существовании соглашения между Караджичем и Холбруком. Впрочем, эксперты сомневаются в том, что эти доказательства сильно повлияют на вердикт.
Равнение на мертвых

«Ситуация у Караджича довольно проста. Он прекрасно понимает, что исход этого суда будет плачевным, не питая на этот счет каких-либо иллюзий. Поэтому он решил использовать трибунал как трибуну, чтобы публично высказать свои взгляды,— прокомментировал GZT.RU речь Караджича научный сотрудник Института славяноведения РАН Георгий Энгельгардт.— Он просто в очередной раз изложил свою точку зрения, которая и до этого была хорошо известна».

Быстрая уверенная речь Караджича напомнила собеседнику GZT.RU судебные выступления Слободана Милошевича, президента Республики Сербия, который скончался в заключении в 2006 г., до конца своих дней пытаясь оправдаться перед Международном трибунале ООН. «Из ныне здравствующих политиков так же действует лидер Сербской радикальной партии Воислав Шешель,— добавил эксперт.— Он уже седьмой год находится в Гааге, хотя его вина так и не была внятно доказана».
Балканский регион: признанные и непризнанные государства

Беспокойство в Боснии

Скандальный трибунал над Караджичем возобновился на фоне обострений мусульманско-сербских противоречий в нынешней Боснии и Герцеговине. Так, 10 февраля парламент республики Сербской (автономная административная единица Боснии и Герцеговины) одобрил законопроект, упрощающий порядок проведения референдума по национальным вопросам. Это вызвало большое беспокойство у мусульманских политических сил и посольства США, которое опубликовала заявление, осуждающее действия сербского парламента. Существуют опасения, что боснийские сербы под руководством премьер-министра Милорада Додика стремятся выйти из состава молодой конфедерации, и нынешний законопроект — это очередной шаг на этом пути.

Мусульманин Харис Силайджич, член президиума страны, заявил: «истинная цель законопроекта — подготовить народ к плебисциту». По мнению политика, вопрос проведения референдума в республике Сербской сегодня не релевантен. «Сербский парламент ждет, когда сложатся все предпосылки для того, чтобы задать вопрос об отделении и получить положительный ответ»,— добавил Силайджич. Во время обсуждения законопроекта в сербском парламенте зал заседаний покинула фракция самой влиятельной мусульманской Партии демократического действия.