Темное дело ВЭБа

На модерации Отложенный

Газета «Ведомости» поразила сегодня мир удивительным открытием. Оказывается, доход от инвестиций в российский фондовый рынок средств правительственного Фонда национального благосостояния (ФНБ) с 1 января по 1 июля составил всего 11,4%, в то время как индекс ММВБ скакнул за то же время на 63%. При этом львиная доля государственных денег была инвестирована как раз в ключевые акции индекса ММВБ.

Редко приходится читать в «Ведомостях» такую чушь. Особенно на первой полосе газеты. Хотя бывает иногда.

В ЧЕМ ОШИБКА?


Ошибка в статье, над которой трудились как минимум три уважаемых автора, простая. Отчет о количестве денег, потраченных «Внешэкономбанком» (ВЭБом) на покупку акций и облигаций за счет средств ФНБ, «Ведомости» приняли за оценку рыночной стоимости сформированного портфеля ценных бумаг.

По данным «Ведомостей», сумма инвестиций ВЭБа выросла с 155,8 млрд рублей на 1 января до 173,5 млрд рублей на 1 июля. Этот рост на 17,7 млрд рублей (или на 11,36%) наши коллеги по совершенно непонятным причинам объявили ростом рыночной стоимости купленных на 1 января ВЭБом ценных бумаг. На самом же деле сумма выросла, потому что ВЭБ доразместил средства ФНБ на рынке, поскольку общая сумма выделенных правительством на поддержку фондового рынка денег составляет не 155,8 млрд рублей, а 175 млрд рублей.

По данным самого ВЭБа, «по состоянию на 1 июля 2009 г. объем средств Фонда национального благосостояния, размещенных «Внешэкономбанком» на рынке ценных бумаг, составляет 174 492 695 244,91 рублей». Еще совсем недавно на этой же странице сайта банка, можно было прочитать такое сообщение: «по состоянию на 1 мая 2009 г. объем средств Фонда национального благосостояния, размещенных Внешэкономбанком на рынке ценных бумаг, составляет 167 163 654 353,97 рублей». То есть объем размещенных средств действительно растет, хотя ВЭБ об этой своей деятельности на рынке ничего не рассказывает.

СТРАШНАЯ ТАЙНА


Несмотря на то, что статья «Ведомостей» неправильная, в ней есть одно рациональное зерно. В отчете об антикризисных мерах правительства, который поступил в Госдуму, ничего не говорится о том, сколько ВЭБ на самом деле заработал на операциях на рынке. Эта цифра является страшной тайной ВЭБа и Минфина, который руководил прошлой осенью операцией по спасению отечественного фондового рынка, а теперь втихаря распределяет заработанную прибыль.

ВЭБ покупал акции на самом дне, в октябре – декабре 2008 года, когда индекс ММВБ падал штопором вниз и был готов пробить отметку 500. С тех пор индекс перевалил за 1000 пунктов. Нельзя не признать, что действия правительства оказались на редкость удачными. Во-первых, оно не позволило рынку упасть еще ниже в критический момент, во-вторых, заработало кучу денег.

Инвестировав 175 млрд рублей (эта сумма частями поступила из ФНБ на целевой депозит в ВЭБе в период с 21 октября по 9 декабря 2008 года), государство (будем считать ВЭБ тоже государством, поскольку эта корпорация является полностью государственной, а ее наблюдательный совет возглавляет Владимир Путин) получило за полгода доход примерно в 100 млрд рублей.

Может больше, может меньше. Точно не известно. В июне замминистра финансов Дмитрий Панкин оценивал полученную ВЭБом доходность в 69%. Официальных данных Минфин и ВЭБ никогда не публиковали.

ПОДУМАЛИ, ПОДУМАЛИ И ОСТАВИЛИ $3 МЛРД СЕБЕ

Что правительство могло сделать с этой прибылью? Во-первых, изменить условия депозита ФНБ в ВЭБе и изъять прибыль в фонд. Сейчас ставка по депозиту составляет 7,5% годовых. Еще в октябре прошлого года Минфин собирался изменить ставку на плавающую. «После формирования «Внешэкономбанком» инвестиционного портфеля предполагается заменить фиксированную ставку по депозиту на плавающую с выплатой процентного дохода исходя из доходности индексов, состоящих из ценных бумаг, входящих в портфель», – говорилось в сообщении Минфина, датированном 1 ноября 2008 года. Портфель уже сформирован, но на плавающую ставку никто переходить пока не собирается, хотя, «исходя из доходности индексов», ставка могла бы быть очень не плохой.

Во-вторых, забрать прибыль в федеральный бюджет, дефицит которого растет не по дням, а по часам. Например, в федеральном бюджете на 2009 год предусматривалось выделение 100 млрд рублей в уставный капитал ВЭБа. И Минфин всерьез подумывал не сократить ли эту статью расходов и не провести ли докапитализацию ВЭБа за счет прибыли, неожиданно заработанной банком на фондовом рынке. Этот вариант также отпал. ВЭБ получил 100 млрд рублей из бюджета в конце июня.

В-третьих, оставить прибыль в ВЭБе и потратить ее на важные государственные проекты, определенные наблюдательным советом. По факту именно это и произошло. ВЭБ отфиксировал часть прибыли, продав неизвестно когда и неизвестно сколько бумаг из своего портфеля, и на эти деньги стал покупать акции «Ростелекома», который правительство решило превратить в главную телекоммуникационную компанию страны.

ШАНС УЗНАТЬ ПРАВДУ

Лиха беда начало, мало ли еще какие акции захочет купить правительство, а тут, очень кстати, у него в руках оказался портфельчик с несколькими миллиардами долларов.

Трудно сказать, является ли подобное обращение с прибылью ВЭБа, заработанной за счет средств ФНБ, несанкционированной тратой денег из бюджета. Но, по крайней мере, отчитаться о своих действиях правительство должно. Все-таки 100 млрд рублей – это много. Пять годовых бюджетов министерства культуры.

До начала осенней сессии Госдумы еще целый месяц, и у парламента есть прекрасная возможность отправить полученный отчет об антикризисных мерах обратно в правительство на доработку. Так, чтобы чиновники дополнили его информацией о том, сколько заработал ВЭБ на операциях с деньгами ФНБ, какие именно операции проводились и как банк распоряжается полученным доходом. Без такого дополнения глупые мысли начнут лезть в головы не только журналистов «Ведомостей», но и депутатов.