Медведев не смог убрать своего спичрайтера

На модерации Отложенный

Глава государства не может выбрать себе спичрайтера без оглядки на премьера

Президент России Дмитрий Медведев назначил Еву Василевскую начальником президентской референтуры, сообщила во вторник пресс-служба Кремля. Согласно распределению полномочий администрации президента, работу референтуры курирует помощник главы государства Джахан Поллыева, отмечается в сообщении. Ранее начальником референтуры президента был Ярослав Шабанов.

Ева Василевская, до последнего времени являвшаяся референтом, писала тексты для Медведева еще когда он работал в правительстве на посту первого вице-премьера. Ранее начальником референтуры президента был Ярослав Шабанов.

Василевская – дочь кинорежиссера Игоря Шадхана, придворного кинодокументалиста Владимира Путина. Поговаривают, Шадхан был приставлен к Путину Юрием Ковальчуком (питерский банк «Россия») еще во времена вице-мэрства нынешнего премьера. Ходили слухи, что Василевская сменит Поллыеву, которая курирует референтуру еще со времен Ельцина.

Почему этого не произошло, что еще стоит за назначением Евы Василевской, рассуждает политолог Дмитрий Орешкин.

«СП»: – Дмитрий Борисович, о чем говорит это назначение?

– Прежде всего, оно означает возврат практически к советской системе управления, когда мы, исходя из расположения товарищей на Мавзолее, или из того, кто кого пропустил вперед в дверях на каком-нибудь международном совещании, строим политологические версии. Понятно: если приходится рассуждать, что происходит наверху по тому, кто кого сменил на должности референта, и чей это человек – Юрия Ковальчука или Натальи Тимченко – это оттого, что у нас нет нормальной политической жизни, нет нормальной коммуникации между сообществом журналистов и политиков.

Это нездорово и неправильно. Мы обсасываем кость, которая пустая, мозга в ней мало. Но за неимением других костей грызем эту.

По существу назначение Василевской говорит о том, что президент пытается сформировать свою собственную команду. Не пользоваться услугами людей Путина, чтобы хотя бы слова для его выступлений писал тот человек, который ему ближе. В данном случае – Ева Василевская.

«СП»: – Ходили слухи, что Медведев уберет Поллыеву. Почему этого не случилось?

– Возможности Медведева взять себе «правильного» речеписца ограничены. Скажем, Джахан Поллыеву он так и не смог подвинуть, хотя понятно, что она принадлежит к прошлой команде. Впрочем, эта женщина непотопляема, она и при Ельцине работала.

«СП»: – Означает ли нынешнее назначение какой-то сдвиг в системе ценностей?

– Скорее, это еще одно подтверждение, что у Медведева немного другая система ценностей, чем у его предшественника – и не более того. Да, она немножко более либеральна, да, у Медведева менее задиристая и более рациональная риторика. Если у Путина «пробковый шлем» и «мочить в сортире», Медведев предпочитает более сдержанную стилистику.

То, что Медведев пытается говорить своим языком, а не путинским, не означает каких-то глубинных политических перемен. Да, это вписывается в контекст того, что Медведев из положения стажера-исследователя или аспиранта при Путине переходит в звание более-менее самостоятельного человека, хотя бы в этом символическом пространстве.

По крайней меру, он им очень хотел бы быть.

«СП»: – Говорит ли попытка сформировать собственную команду о том, что противоречия в тандеме Путин – Медведев нарастают?

- Это один из признаков вполне естественного и неизбежного процесса. Просто человек привыкает к тому, что он – президент, и начинает думать, что его слово что-то значит, помимо мнения премьера.

Это неизбежный процесс, тем более, на фоне кризиса. Хорошо демонстрировать дружбу и любовь, когда у тебя вся в порядке, экономика и доходы населения растут. А когда доходы падают, и впереди плохая зима с плохими коммунальными услугами, да еще при одновременном росте цен на эти самые услуги… Тут трудно изображать искреннюю любовь, потому что в этом случае президент становится тоже виноватым за все это.

Хорошо делить по-братски доходы, но делить просчеты гораздо труднее.

«СП»: – Почему же?

– А с какой радости Медведев должен отвечать за ошибки, которые совершил Путин пять или семь лет назад? Медведев дает вежливо понять: ну да, монополизация, да, проморгали диверсификацию, модернизацию экономики. Но он-то в этом не виноват, он-то всего полтора года президент, а из них более-менее самостоятельно работает всего полгода.

То есть на фоне уходящей натуры вполне понятна попытка скинуть с себя ответственность за те поступки, которые ты не делал. А раз так, значит, ты неизбежно перегружаешь их на кого-то другого. Кого-то другого зовут Владимир Владимирович Путин, и у него это тоже восторга не вызывает.

«СП»: – Тандем трещит?

– Тандем, хорошо работающий на фоне тучных лет, совершенно неизбежно должен испытывать перегрузки на фоне тощих лет. Здесь не важны личные отношения участников тандема, здесь объективная ситуация: кто должен расплачиваться за благополучные времена, когда не было сделано много важного и нужного.

Вот и нарастают внутренние конфликты: между премьером и президентом, между их командами, между их имиджмейкерами. И назначение Евы Василевской – одно из многочисленных и косвенных проявлений этих процессов.

Медведев недоволен Поллыевой

По данным «Независимой газеты», проблемы у Поллыевой начались не так давно. В последнее время президент все меньше доверяет ее текстам, утверждает источник НГ, близкий к администрации президента. Так, на встрече со студентами Питтсбургского университета Медведев демонстративно отказался зачитывать текст выступления, подготовленный референтурой. В то же время к текстам, которые готовит Василевская, глава государства относится благосклонно.

Джахан Реджеповна Поллыева - уроженка Туркмении, выпускница Юридического факультета МГУ. В Кремле Поллыева работает давно, она писала речи для Бориса Ельцина, для Владимира Путина, а теперь и для Дмитрия Медведева. Год назад эксперты прочили Поллыеву на пост руководителя Федерального агентства по делам СНГ, утверждая, что она станет идеальным кандидатом на эту должность.