Череп Гоголя странствует в Римском экспрессе-призраке

На модерации Отложенный

Голова Гоголя до сих пор не нашла земного упокоения. Его череп странствует в Римском экспрессе-призраке.

Тело без головы

В начале 1930-х годов советскую Москву сотрясали реконструкции. У Иосифа Сталина созрел грандиозный план переустройства «столицы государства рабочих и крестьян». Среди пунктов Плана реконструкции Москвы было создание Некрополя деятелей культуры и искусства - прошлых и новых - на Новодевичьем кладбище. Сюда стали переносить с других московских погостов останки знаменитостей.

Прах Николая Васильевича Гоголя покоился на кладбище Свято-Данилова монастыря. Но его уже тревожили в 1925 году. Тогда на территории обители новая власть решила обустроить крематорий и колумбарий для трудящихся. Посему часть могил и склепов требовалось переместить.

Специальная комиссия долгое время вскрывала склепы. Могилу Гоголя разрывали почти целый день. Лишь к сумеркам удалось сквозь толщу кирпичей пробиться к гробу покойного. Комиссия сразу установила: гроб Гоголя до нее уже кто-то трогал. Захоронение находилось глубже остальных, что не укладывалось в обычную схему. Обнаружили почти свежую кладку части склепа, но при этом остальная часть явно была «старше».

Подозрения комиссии о вскрытии могилы Гоголя подтвердились, когда рабочие подняли крышку гроба. Внутри отсутствовала... голова. Из воротника сюртука торчал лишь шейный остов. Кому понадобился череп классика? Когда он мог исчезнуть? Стали копать вокруг и обнаружили-таки череп, но, как выяснилось позже, он оказался «принадлежностью» другого покойника, некоего молодого человека. Черепа же Гоголя не было! Начали искать...

Странная коллекция

Слухи о пропаже черепа Николая Васильевича ходили давно, еще в самом начале XX века. Поговаривали, что в 1909 году его «приобрел» для своей удивительной коллекции подобных «памятных» реликвий - пуговицы, башмаки, куски траурных лент - фанатичный почитатель и популяризатор русского театра, купец и меценат Алексей Александрович Бахрушин. Нашлись свидетели, которые утверждали, что он подкупил двух кладбищенских сторожей и выкрал череп Гоголя из могилы. У Бахрушина уже стоял на бюро череп известного русского актера Николая Щепкина.

Голову Гоголя увенчали серебряным венком и поместили в специальный палисандровый ларец со стеклянным оконцем. Но неожиданно обретение «драгоценной реликвии» совпало с тем, что у Бахрушина начались неприятности в делах и на семейном поприще. Москва шепталась по углам о черепе и связывала свалившиеся на купца беды с кощунственным нарушением покоя писателя-мистика. Алексей Александрович уже сам был не рад своему «экспонату». Но куда его деть? Выбросить? Это ж святотатство! Отдать кому-нибудь - значит признаться публично в осквернении могилы. Это - скандал, тюрьма! Захоронить обратно? Опять же опасно, да и сложно, ведь склеп был добротно заложен кирпичом по его распоряжению... И тут необыкновенная удача.

Слухи о черепе классика в коллекции купца дошли до внучатого племянника Гоголя, лейтенанта военно-морского флота Яновского, который решил любыми путями добыть череп знаменитого родственника и предать его земле, тем самым упокоив его останки. Флотский офицер идет на экстравагантный шаг, достойный романа. Яновский без приглашения является к Бахрушину и с ходу выкладывает на стол револьвер:

- Тут два патрона. Один в стволе для вас, если не отдадите мне череп Николая Васильевича, другой в барабане - для меня, если мне придется вас убить. Решайтесь.



Бахрушин не испугался, напротив, он с радостью расстался со страшной реликвией. Даже, говорили, что купец не стал вникать в обстоятельства странной просьбы Яновского. Иные, и того больше, утверждали, что даже имени визитера узнавать не стал. Так ли было, нет, однако история на этом не кончилась. События свершались и переплетались удивительно.

Оказия

Как выяснилось, внучатый племянник действительно хотел предать земле череп Гоголя, но не российской и даже не украинской, а итальянской...

Еще в 1908 году русские моряки помогали итальянцам справиться с последствиями ужасного землетрясения в Мессине: спасали людей из-под завалов, оказывали медицинскую помощь увечным, кормили обездоленных. Правительство Италии высоко оценило вклад наших моряков в спасение мессинцев и на очередную годовщину со дня трагедии пригласило русскую черноморскую эскадру к себе. Ожидался торжественный прием в Риме. Этим и решил воспользоваться Яновский, чтобы попасть в Италию. Он готовился к походу. Но, по не совсем ясным причинам, его поездка не состоялась, и дело отложилось. Меж тем время шло.

Весной 1911 года по договоренности с российской стороной в Севастополь прибыли итальянские крейсера, чтобы забрать прах своих соотечественников, погибших в Крымскую кампанию, в период 1854-55 годов, во время осады города. Их тела были захоронены на горе Госфорта.

Другого удобного случая могло не оказаться, и Яновский решается просить капитана одного из итальянских кораблей переправить палисандровый ларец с черепом в Рим и передать его русскому консулу в Италии, чтобы тот захоронил череп по православному обряду. Эта необычная миссия выпала капитану Боргезе. И опять в дело вмешался случай.

Служебные дела не дали капитану выполнить просьбу Яновского сразу. А вскоре Боргезе уходит в длительное плавание, и голова Гоголя на некоторое время «поселяется» в его доме.

Неприкаянный

Тут уместно вспомнить о Римском экспрессе-призраке, который летом 1911 года вышел с праздной публикой в увеселительную поездку по сверхдлинному - по тем временам - тоннелю, пробитому в Апеннинах.

Так вот. Капитан Боргезе уходит в плавание. Его младший брат, молодой повеса и шалопай, с друзьями отправляется в туристическую поездку на Римском экспрессе. В дороге Боргезе-младший решил поразвлечься и взял с собой палисандровый ларец с черепом, который хранился в кабинете брата. Молодой человек хотел попугать приятелей в тот момент, когда поезд будет проходить тоннель.

Перед въездом экспресса в толщу гор пассажирами вдруг овладела необъяснимая паника, состав окутывало густое молочное облако тумана. Двоим удалось по чистой случайности спрыгнуть с подножки вагона, чем спасти себя - остальные унеслись на поезде в небытие. Одним из спасшихся оказался Боргезе-младший. Именно с его слов репортеры получили первые сведения об исчезновении Римского экспресса в тоннеле... Домыслов и легенд и тут хватало. Например, таинственную пропажу поезда сопоставили с тем, что путь его следования пролегал по землям, некогда заселенным загадочной цивилизацией этрусков.

Боргезе признался в том, что оставил палисандровый ларец с черепом - Гоголя? - в поезде. Следуя этой версии, голова Николая Васильевича осталась неупокоенной - неприкаянной, чего так боялся писатель. Череп не просто пропал или хранится тайно у какого-либо экзальтированного субъекта, а странствует в поезде-призраке. Не будем торопиться напрямую связывать исчезновение Римского экспресса с присутствием в нем черепа. Хотя...