Союзное государство закончилось праздником

На модерации Отложенный

8 декабря 1999 года, ровно 10 лет назад, Россия и Белоруссия подписали договор о создании Союзного государства. Вчера премьер Владимир Путин на заседании Совета министров Союзного государства призвал достойно подготовиться к \" празднованию этой знаменательной даты \" .

Призыв стал одним из немногих результатов вчерашней встречи российской и белорусской делегаций, которые проводили двусторонние переговоры и заседание Совета министров Союзного государства. Решений по последнему траншу российского кредита для Белоруссии и по ценам на газ на 2010 год принято не было.

Вместе из кризиса

За 10 лет \" бумажного \" существования Союзного государства его страны участницы не смогли организовать единое политическое, экономическое, военное, таможенное, валютное и юридическое пространство, что и являлось целью создания союза. А отношения Москвы и Минска периодически охлаждают экономические и политические противоречия, например молочная война.

И хотя вчерашнее заседание Совмина и двусторонние переговоры длились несколько часов и закончились вечером, российские чиновники взяли паузу и почти ничего не рассказывали журналистам. На заседании Совмина Владимир Путин лишь заявил, что Россия и Белоруссия должны посмотреть, \" насколько качественно и результативно идет выполнение плана совместных действий по минимизации последствий кризиса \" . И тут же заявил, что его реализация уже дает позитивный эффект для экономик.

Дополнительные резервы, по мнению Путина, раскроет запуск Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2010 года.

Не были вчера достигнуты результаты по двум важным вопросам двусторонних отношений: по кредиту и по ценам на газ для Белоруссии. \" Вопросы обсуждались на двусторонних переговорах, но решения не были приняты, идут конструктивные переговоры \" , — пояснил \" Газете \" пресс-секретарь российского премьера Дмитрий Песков.

Напомним, в конце 2008 года Белоруссия договорилась с Россией о выделении ей кредита в размере $ 1,5 млрд. Первая часть кредита в размере $ 1 млрд была перечислена, а в конце мая 2009 года министр финансов России Алексей Кудрин заявил, что Россия может отказать Белоруссии в предоставлении очередного транша, поскольку Минск принимает недостаточные меры по обеспечению стабильности и платежеспособности своей экономики. \" Газпром \" в свою очередь собирается увеличить цены на газ в 2010 году.

Сдержанным был и премьер Белоруссии Сергей Сидорский. По его словам, России и Белоруссии, несмотря на прилагаемые усилия, не удалось удержать темпы, \"которые мы держали в нашей торговле последние пять лет\". Но в этом он обвинил факторы, \"пришедшие в наши экономики извне\".

Пока центры спорят, регионы работают

Более откровенен был лишь министр экономики Белоруссии Николай Зайченко. По его словам, российская и белорусская стороны не смогли найти компромисс по равной господдержке предприятий реального сектора обеих стран. На компании в другой стране так и не распространяются субсидирование процентных ставок по кредитам и программы лизинга.

Не даст сильного эффекта, по его словам, и формирование Таможенного союза с 1 января 2010 года. Это будет лишь \" первой вешкой \" в укреплении экономических отношений.

Зайченко больше радуют отношения Белоруссии с регионами России, чем с федеральным центром. \" У нас очень хорошие отношения с Новосибирском, Краснодаром, Санкт-Петербургом и многими другими субъектами \" , — заявил в кулуарах заседания белорусский министр.

Тем не менее повод для оптимизма нашелся и кроме праздника. По итогам переговоров Владимир Путин заявил, что, несмотря на кризис, объем взносов в бюджет Союзного государства уменьшен не будет. \" Объем бюджета Союзного государства на 2009 год составил 4,87 млрд рублей. Доля России в нем — 65%, Белоруссии — 35% \" , — напомнил он.

На заседании Совмина были одобрены основные параметры проекта бюджета Союзного государства на 2010 год.

Какая модель взаимоотношений должна быть у России с Белоруссией?

Владимир Гусев / первый зампред комитета Совета федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, бывший зампред Совмина СССР

Суверенитет, безусловно, должен сохраняться, однако по ряду принципиальных законов, порядков необходимо согласование.

То есть должна быть обоюдная заинтересованность в нашем союзе, чтобы от него не слабела ни одна сторона, а чтобы все делались только сильнее.

Например, жизненно важным для всех вопросом является тема обороны, и здесь у нас, согласно высказываниям и Дмитрия Медведева, и Александра Лукашенко, вроде бы взаимное понимание и взаимные интересы найдены. Ну а далее, конечно, должна идти экономика — таможенная тема, тема вступления в ВТО, общий рынок и так далее. Тогда как экономическая интеграция, наверное, потащит за собой в определенном смысле и интеграцию политическую.

Дмитрий Орлов / гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций

Думаю, что эта модель должна быть достаточно жесткой.

То есть Россия не должна заключать с Белоруссией никаких кредитных соглашений без жестких гарантий политической лояльности, соблюдения наших экономических интересов и возврата выданных кредитов. Кроме того, с режимом Лукашенко логично поддерживать отношения по такому принципу: сначала выполняются какие-то обязательства и лишь затем осуществляются трансакции и платежи.

Далее, с моей точки зрения, Российской Федерации необходимо иметь фигуры, альтернативные Лукашенко, для осуществления перспективной политики в Белоруссии, ведь совершенно очевидно, что рано или поздно Лукашенко уйдет. И, наконец, последний момент заключается в том, что те активы, которые интересны России ( прежде всего инфраструктурные объекты), должны в максимальной степени переходить под контроль нашей страны, чтобы в случае осложнения отношений иметь гарантии транспортировки нефти, прокачки газа и так далее.

Алексей Митрофанов / бывший депутат Госдумы

Думаю, что это должны быть союзнические отношения. То есть форма нашей близости должна быть самой большой, потому что Белоруссия всегда была самой надежной частью СССР и Российской империи. В общем, с белорусами никогда не было никаких проблем ни в политическом, ни в экономическом плане.

Что же касается некоторых шероховатостей в смысле финансовых вопросов, то здесь Россия просто должна понимать, что близкие отношения стоят каких-то денег. Это вполне естественно, тем более что и Белоруссия кое на что идет: поставляет товары высокого качества (например, сделанный по проверенной технологии шоколад), участвует в нашей оборонной стратегии, обеспечивает транзит по своей территории и так далее. Вы же не переведете свою жену на хозрасчет — каждый вносит в союз что-то свое. А если вы это все-таки сделаете, тогда ведь не будет и семьи в нашем понимании, то есть это не русский путь.

Валерий Хомяков / гендиректор Совета по национальной стратегии

Конечно, лет с момента образования Союзного государства прошло уже много, тогда как продвижения особого не наблюдается. Поэтому я бы выделил в этой теме несколько моментов. Начал бы с того, что Лукашенко достаточно умело и давно эксплуатирует тему интеграции с Россией, в результате чего фактически любая его избирательная кампания в основном на этом и выстраивается. Однако веры ему, я думаю, ни у кого нет, что было продемонстрировано Лукашенко и в его последнем обвинении Путина, что якобы именно он виноват в том, что наш союз не состоялся в задуманном виде. А потому, полагаю, что до тех пор, пока батька Лукашенко возглавляет Белоруссию, о реальном союзе говорить сложно.

Мне вообще кажется, что в самом начале более реальной была бы экономическая интеграция, однако обо всем этом говорить пока невозможно. Потому что множество попыток нашего бизнеса выйти на белорусский рынок, инвестировать и так далее оказывались безуспешными.

Тем не менее, если иметь в виду те времена, когда Лукашенко перестанет быть президентом и когда Белоруссию возглавят люди более либерального толка, с большим чувством обеспокоенности будущим своего народа, тогда, повторюсь, могла бы пойти экономическая интеграция, мог бы наконец осуществиться постепенный переход на единую валюту, а затем постепенно наши элиты сошлись бы и на том, что речь идет все же не о поглощении Белоруссии, а именно о Союзном государстве. Здесь можно было бы присмотреться к опыту Евросоюза, где в свое время все начиналось также с экономики.