По нашему братству - из газовой трубы и медийной \"пушки\"

На модерации Отложенный

Пятая «газовая война» перешла в новую фазу. Белоруссия, заплатив за поставки «голубого топлива» из России по новым расценкам, в ультимативной форме пригрозила полным прекращением транзита газа в Европу, если «Газпром» не рассчитается за транзит топлива по новым, значительно более высоким тарифам. Однако российский концерн, погасив долг (228 млн. долларов) перед соседней республикой по старым ценам, отказался выполнить ультиматум официального Минска, пока внутренние цены на газ в Белоруссии не будут разморожены в соответствии с действующим контрактом. В Москве посчитали инцидент исчерпанным. «Стороны рассчитались», - заявил посол России в Белоруссии Александр Суриков журналистам перед открытием 37-й сессии Парламентского собрания Союза Беларуси и России.

Впрочем, посол, по всей видимости, поторопился поставить точку в «газовой войне», поскольку белорусская сторона придерживается другой точки зрения – она требует от «Газпрома» полного расчета (260 млн. долларов). В случае неоплаты «Газпромом» требуемой суммы Александр Лукашенко потребовал приостановить транзит российских нефти и газа: «Еще раз предупреждаю правительство: неоплата «Газпромом» в полном объеме услуг в ближайшие сутки должна привести к приостановке всяких услуг для Российской Федерации по транспортировке углеводородного сырья — и нефти, и газа».

Некоторые белорусские СМИ, анализирующие ситуацию вокруг «газовой войны», считают, что попытка Москвы «надавить» на официальный Минск потерпела неудачу. «Кремлевская операция по принуждению Беларуси к интеграции была отбита решительными действиями по перекрытию транзита газа, - считает Алексей Золотницкий (naviny.by). - То есть Москва не получила абсолютно никаких гарантий того, что Беларусь в самое ближайшее время подпишет документы о присоединении к Таможенному кодексу на российских условиях и снимет свои претензии по пошлинам на нефть и нефтепродукты».

Следует отметить, что оппозиционные белорусским властям интернет-издания, не жалея едких критических слов в адрес батьки, подчеркивают, что Россия, развязав «газовую войну», решила таким образом «зачистить» режим Лукашенко и «пытается привести отношения с Беларусью к российскому знаменателю». С оппозицией все понятно – она тянет республику на Запад

Однако и белорусские государственные СМИ дружными залпами палят по ближайшему союзнику. Смысл их публикаций сводится к обвинению Москвы в имперских амбициях, которая с позиции силы пытается диктовать суверенному государству свою волю.

Например, газета «Советская Белоруссия» (24.06.2010 г.) пишет: «Они предпочитают действовать по понятиям, которые совсем несложны: они заключены в нескольких фразах: «Или действуйте в наших интересах, или отключим газ!» Вполне в византийском духе...»

В номере от 25 июня эта газета написала следующее: «Нам же все чаще навязывается сценарий бессмертного русского авось: давай сигать, а там видно будет. Если что — порешаем. Есть опасения, что не порешаем. Ведь получается, что уже сейчас взаимоотношения напоминают схему: загнать кнутом туда, где, возможно, лежит пряник. А что будет позже? Этим пряником поманят туда, где останется только кнут? Очевидно, что в последние годы продвижение всех интеграционных идей строится отнюдь не по принципу поиска точек соприкосновения. Превалирует тупое навязывание своей позиции самым крупным потенциальным партнером».

Государственное информагентство БЕЛТА процитировало заведующего кафедрой Института бизнеса и менеджмента технологий Белорусского госуниверситета Георгия Грица, который считает, что «Россия никогда с нами на равных говорить не будет, как бы мы ее к этому ни призывали», поэтому Минску не следует делать ставку на сотрудничество «с этой страной».

Да что говорить о «простых смертных», если им подает пример сам Александр Григорьевич Лукашенко. Так, на совещании по сотрудничеству с КНР глава государства не преминул бросить камень в огород России: «Решим эту проблему (выживаемости «государства как суверенного и независимого») — не только наше поколение, но и будущее будут жить нормально, не решим — будем кувыркаться, и нас будут пинать в спину так, как нас пинают до сих пор, будут набрасывать удавку на шею и затягивать ее так, что хрипеть начнем. Потом, может быть, отпустят. А может быть, и нет». Следует отметить, что радеющий за независимость и суверенитет Белоруссии главный ньюсмейкер республики за два дня до этой бурной речи, встретившись с главой МИД России Сергеем Лавровым, говорил совсем иным тоном: «Нам тяжело сейчас, и хотелось бы, чтобы Россия в этот момент поддержала экономику Беларуси, не увеличивая цену на газ… Дайте нам этот год, чтобы мы по прошлогодним ценам поработали и восстановили экономику». Комментарии, как говорится, излишни.

Параллельно с «газовой войной» ведётся война информационная. Вторая, позволю себе заметить, гораздо опаснее первой. Споры «хозяйствующих субъектов» рано или поздно бывают урегулированы, но яд антироссийской пропаганды отрицательно действует на сознание белорусов. Если в 90-е годы жители республики не мыслили себя без России, то под воздействием информационных войн – непременных спутниц войн газовых, нефтяных, молочных и прочих - в сознании жителей республики Российская Федерация постепенно превращается в государство, которое стремится посягнуть на суверенитет Белоруссии, подмять ее под себя. Несмотря на то, что благодаря союзному договору лишь за 2001-2006 годы Белоруссия, по разным оценкам, получила от России дотаций на сумму от 40 до 50 млрд. долларов, белорусы отнюдь не высказывают слов благодарности. Для части населения республики Россия выглядит все менее привлекательным партнером для интеграции, а молодое поколение все больше смотрит в сторону Запада.

Негативные антироссийские эмоции белорусы выплескивают на интернет-форумах, обвиняя соседей в имперских замашках. В России, в свою очередь, с недавних пор стали называть белорусов «халявщиками», живущими за счет России. В этих условиях, в канун президентских выборов, Александру Григорьевичу гораздо важнее сплотить вокруг себя белорусский «электорат», предстать перед ним в образе борца за независимость и суверенитет государства. Возможно, ему это и удастся. И тогда, вопреки желаниям некоторых московских политиков и прозападной белорусской оппозиции, он останется править на четвёртый срок.

Как в таком случае станут развиваться российско-белорусские отношения – представить не сложно. Новые «газовые», «молочные» и прочие войны, сопровождаемые антироссийской риторикой в СМИ, будут и дальше ссорить белорусов и россиян. Поэтому российскому руководству, на наш взгляд, следует сто раз подумать, прежде чем настаивать на вступлении Белоруссии в Таможенный союз, который, по мнению некоторых белорусских экспертов, сулит республике экономические выгоды.

Горький опыт строительства Союзного государства, которое остаётся не жизнеспособным, подсказывает, что спешить создавать Таможенный союз втроём пока не стоит. Может быть, России на данном этапе следует выстраивать отношения с Белоруссией не с позиции «старшей сестры», а как с другими странами зарубежья? Тогда у официального Минска и белорусской оппозиции не будет повода лишний раз обвинить Россию в «имперских амбициях» и посягательстве на суверенитет республики и стена, которую вольно или невольно выстраивает Александр Лукашенко между россиянами и белорусами, будем надеяться, рухнет…