Работа отражается на личной жизни

На модерации Отложенный

Сайт по трудоустройству Работа.ру провел расследование, как профессиональная деятельность влияет на отношения с окружающими, друзьями и близкими. Оказалось, мы все подвержены профмутации!

Профессиональное бессознательное: как оно нас изменило

Составляете служебку, чтобы сходить за хлебом? Пожалуйста, выключайте в себе специалиста в неустановленных местах. 17 августа · Наталья Полетаева
Одна моя подруга по профессии психолог, другая — журналист. Подруга-журналист рассказала такую историю: «Из окна кафе увидела, как мою машину погружают на эвакуатор. Первый порыв — отбить новенькую „Мазду“ у работника эвакуатора. Но тут я вдруг осознала, что „эвакуирование“ — это профессия. И вместо того, чтобы отстаивать свою машину, начала интересоваться у парня, не хочет ли он рассказать о своих трудовых буднях для газеты. В итоге чуть не осталась без машины». Подруга-психолог немедленно поставила диагноз: профессиональная деформация личности.

Ваша личность профессионально деформирована, если работа стала мерой всему. Профессиональные навыки определяют ваше поведение в повседневной жизни. Допустим, эйчар во время вечернего чаепития интервьюирует близких. У бухгалтера страсть к порядку обретает гипертрофированные формы. Руководитель, вместо того чтобы просто поболтать с женой, начинает на пустом месте выяснять суть проблемы и предлагать варианты ее решений.

Работа.ру расспросила представителей разных профессий, как они изменились под влиянием работы. Чтобы каждый соискатель подготовился к побочным эффектам.

Максим Иванов, веб-программист сайта знакомств Мамба.ру:

— Замечаю, что моя наблюдательность повышается: чем сложнее система, с которой работаешь, тем внимательнее приходится быть. Появилась привычка выделять какие-то группы элементов из разрозненных на первый взгляд фактов. Например, мне никак не дает покоя то, что в конторе почти у всех фамилии являются производными от имен Иван, Федор, Петр — из имен образуется замкнутый круг: Иван Федоров, Федор Петров, Петр Иванов (имена изменены — прим. ред.). Остальное — как у всех: не умею писать ручкой, проблема поставить подпись на бумаге — ни одна из моих подписей не похожа на другую, а открывая любой сайт, в первую очередь обращаю внимание на то, как он сделан.

Вакансии веб-программиста на Работе.ру.

Наталья Куракина, педагог начального образования средней школы «Ступени»:

— Есть мнение, что учительские дети заброшенные, но моим, наоборот, «достается»: я переношу на них школьные требования по поводу учебы и поведения. Если вижу на улице некорректное поведение взрослых по отношению к детям, хочется объяснить, почему они поступают неправильно. Обычно прошу держать себя в руках тех, кто ругается матом, если рядом дети.

Сразу замечаю ошибки в речи и при письме — в меню, на вывесках. В шутливой форме поправляю знакомых и их детей, если они неправильно произносят слова. Один мой друг в ответ смеется: «Слушай, выключи в себе училку!» Профессия влияет и на выбор одежды. Слишком яркие, броские вещи не покупаю: они отвлекают учеников, на работу их одеть все равно не смогу.

Вакансии учителя начальных классов на Работе.ру.

Наталья Свидерская, корреспондент программы «Процесс» на канале НТВ:

— Я решила сделать аэрографию на машину. Следующая мысль: «Отлично! Я могу сделать и аэрографию, и репортаж». Или вот на отдыхе видела, как на пляже запускали воздушного змея, теперь делаю материал о кайтинге. Все друзья рано или поздно попадают в мои репортажи. Я их эксплуатирую, можно сказать. Постоянно обсуждаю со своим мужем темы новых сюжетов. Да и других родственников этим часто озадачиваю.

График работы на телевидении — нерегламентированный. Съемка может начаться и в 6 утра, и в 12 ночи. Иногда можно чуть ли не сутками не вылезать из Останкино или, наоборот, бывает, приедешь на работу на пару часов. Трудно себя во временных рамках держать — не могу жить по графику. Часто опаздываю, хотя, возможно, опоздания — это всего лишь плохая черта моего характера.

Вакансии корреспондента на Работе.ру.

Анатолий Блинов, хирург Глазовской центральной районной больницы:

— Работаю врачом уже около 35 лет в городе с населением 120 тысяч человек. Просто как человека меня давно никто не воспринимает, я для людей — хирург Блинов. Подходят на улице и говорят: «Здравствуйте, мы вас знаем. Вы мою маму (бабушку, мужа, сестру) лечили. А не посмотрите — у меня тут шишка под мышкой — как лечить?» И это может произойти везде — в кафе, в гараже, в магазине.

И дома нет никакого покоя: лег спать — звонят, спрашивают, нельзя ли прийти показать ушиб (рану, гнойник, бородавку), просят записать их на прием или домой к себе приглашают сделать перевязку. А если жена берет трубку (она тоже врач) и говорит, что меня нет дома, то может услышать в ответ: «Давайте тогда я с вами поговорю, расскажу, что у меня болит».

Порой ловлю себя на мысли, что сам отношусь к окружающим людям как к больным: замечаю симптомы болезни, даю советы, что и как лечить. Одни в такой ситуации начинают с интересом подробности выяснять, другие удивляются или даже пугаются.

Вакансии хирурга на Работе.ру.

Тимофей Мосолов, копирайтер Муз-ТВ:

— В детстве я мечтал изучать жизнь белуг или выдавливать борщ из космического тюбика, но меня занесло в ряды копирайтеров. Мой несчастный мозг придумывает рекламные тексты для серьезных брендов. От этого на мозгах мозоли и полипы, а структура личности претерпела необратимые изменения.

За рулем автомобиля критически изучаешь надписи билбордов. При этом тычешь пальцем в рекламную площадь и радостно вслух зачитываешь шедевры коллег. К просьбе друга придумать название для его новой фирмы относишься без энтузиазма, но разругавшиеся полушария объявляют перемирие и поневоле выдают пару-тройку вариантов. Названия в любом случае выскочат из тебя, как напуганный тушканчик. Причем это может произойти сразу, а может через три месяца. Как раз к моменту закрытия этой фирмы.

Начинаешь спокойно относится к отказам. Причем к любым отказам в жизни. Копирайтер привыкает, что его идеи и тексты переворачивают, выворачивают… и заворачивают. Подумаешь, беда какая — еще напишем. Лучше прежнего.

Вакансии копирайтера на Работе.ру.

Юлия Ковалева, секретарь строительной компании «В1»:

— Когда начинала работать секретарем, на домашние звонки отвечала: «Фирма такая-то, добрый день!» Сейчас по телефону говорю тренированно-вежливым голосом, сама себя ловлю на мысли, что как на работе, стараюсь правильно строить фразы. Хотя дома можно и по-простонародному. Однако — отпечаток работы. И еще я ненавижу разговаривать по телефону, просто пересиливаю себя и готовлюсь за несколько часов к какому-либо звонку, например, поздравить подругу с днем рождения. Вот такой нонсенс.

Вакансии секретаря на Работе.ру.

Евгений Кантаржи, дизайнер издательского дома «Космопресс»:

— За десять лет работы я продеформирован по полной программе. Постоянно оцениваю любой дизайн, везде и всегда. Вижу рекламу — смотрю не на товар и цены, а на дизайн: как собрана композиция, насколько она эстетична, хорошо ли подобраны цвета. Оцениваю, как работают вместе текст и иллюстрация. Анализирую, действенна ли такая реклама вообще, насколько она понятна, читаема и запоминаема.
Если нахожу в ней ошибки — начинаю анализировать их и думать, что можно сделать, чтобы улучшить рекламу. Стараюсь понять ход мыслей дизайнера — почему он сделал именно так, а не иначе. То же и относительно журналов — беру в руки и не читаю, а изучаю верстку, макет, дизайн, ищу ошибки. В последнее время увлекся еще и копирайтингом, поэтому стал читать рекламные лозунги, анализировать их и искать свои варианты.

Вакансии дизайнера на Работе.ру.

Главный бухгалтер российско-американской компании (попросила не называть имени):

— Считается, что все «бухи» — озлобленные, ворчливые, вредные тетки. Да, признаюсь, я стала жестче. Приходится быть требовательной: работа очень ответственная, завязана на бумажках и деньгах. Пока всем на ошибки укажешь, пока допросишься исправленного варианта — и не заметишь, что всех от тебя уже тошнит. Только и слышишь: «Да что ж вы ко всему придираетесь, это ж мелочи!» Просто у нас работа такая.

У бухгалтеров гипертрофированная страсть к порядку — мой личный опрос коллег это подтвердил. В шкафах-полках-столах у них все идеально: салфетки-вилки, стопки белья разложены параллельно/перпендикулярно, крошки на лету ловят.

То, что бухгалтеры всегда таскают в сумочке калькулятор, — это стереотип. Но считать без калькулятора они не могут. Я, например, таблицу умножения с трудом вспомню. А недавно наш водила рассказывал, как его жена-«бух» долго и плодотворно отсчитывала 25% от какой-то суммы. Он ей: «Е***, Люба, просто подели на 4!»

Кстати, когда тащу тяжелые сумки, обязательно вес раскладываю поровну и приговариваю: «Дебет с кредитом свести, баланс должен быть».

Вакансии главного бухгалтера на Работе.ру.

Иван Тулупов, юрист компании «Инфо-Парк Аудит»:

— Профессия юриста формирует у человека такие качества, как способность максимально мобилизоваться в стрессовых ситуациях, концентрация внимания, логика мышления. Но самое главное — понимание природы человеческих отношений, норм поведения в социуме. Это, безусловно, плюсы профессии, и к деформации не имеют отношения.

Но иногда эти качества начинают резко доминировать и тогда превращаются в недостатки. Так, юристы зачастую выглядят людьми чрезвычайно напряженными, погруженными в себя, излишне подозрительными. Они склонны тщательно анализировать любые, даже самые незначительные события, давать им оценку и прогнозировать дальнейшее развитие, а не воспринимать окружающий мир таким, какой он есть.

Но я лично знаком со многими юристами, которым удается сохранять баланс между профессиональными заморочками и нормальным, живым человеческим общением (надеюсь, что сам отношусь к их числу).

Вакансии юриста на Работе.ру.

Людмила Винокур, консультант по подбору персонала кадрового агентства «АВК Групп»:

— Особенность моей работы — постоянное общение. Поэтому я легко вхожу в контакт с любым собеседником, мне не стоит труда разговорить человека, с которым я только что познакомилась. Профи хорошо ориентируется во многих направлениях бизнеса, представляет себе обязанности и трудности по многим специальностям. Поэтому мои знакомые часто бывают удивлены, что я в деталях могу рассказать, что каждый из них делает на работе, с какими проблемами сталкивается, знаю, сколько они зарабатывают.

 

Оценка собеседника — это то, чем я ежедневно занимаюсь на работе. Но надо научиться не оценивать «как кандидатов» своих близких, любимых и дорогих людей. Иначе дома могут возникнуть проблемы. Надо научиться не смотреть внимательно на попутчиков в общественном транспорте, мысленно решая, какую из вакансий можно было бы им предложить.

Знакомые, сотрудники из других подразделений регулярно обращаются ко мне с просьбами проконсультировать тех, кто ищет работу, хочет сменить сферу деятельности или еще не определился, кем быть.

Вакансии консультанта по подбору персонала на Работе.ру.

Николай Ослопов, директор по маркетингу и рекламе компании «Спортивная реклама»:

— Моя работа связана с продажами дизайна, полиграфии, сувенирной продукции. Есть достаточно известный термин «синдром менеджера». Этот синдром начинается с легкого нервоза по поводу сделок, их проведения и оплат (так как зарплата менеджеров зависит от количества продаж).

Начинаешь думать о сделках не только на работе, но и дома — чем дальше, тем больше. Не редкость, что во сне и в полудреме гоняешь в голове: «успеем — не успеем, будет брак — не будет брака». Обострения бывают перед Новым годом, когда вал заказов, и весной. Тогда о работе начинаешь говорить всем подряд.

В результате со временем одни продажники приобретают здоровый пофигизм, а другие становятся невротиками или же вообще бросают эту работу.

Вакансии директора по маркетингу на Работе.ру.

Михаил Деревягин, генеральный директор компании Delight Soft (разработка ПО), технический директор компании ZyXEL (производитель телекоммуникационного оборудования):

— В течение последних семи лет я занимался управлением проектами в области разработки ПО и веб-проектами. Стал очень пунктуальным и рациональным, на все идеи смотрю критично. Ведение проектов требует трезвой оценки рисков, теперь я ищу подводные камни в любых вопросах, даже не относящихся к работе.

В общении с домашними стал предельно краток, экономлю слова при разговоре, если собеседник начинает долго что-то описывать, прошу скорее перейти к финалу. Часто дома забываюсь и начинаю раздавать команды. Очень ревностно стал относиться к срокам выполнения даже не очень срочных, в том числе и домашних, дел. Записываю на бумагу, а потом в ноутбук, все домашние дела, веду домашние финансы на компьютере, планирую расходы.

Так как работа связана с сетью, то появилась непреодолимая интернет-зависимость. Питаюсь только в кафе и ресторанах с Wi-Fi. Ноутбук таскаю даже на пляж. Часто вместо звонка предпочитаю написать е-mail. Вместо того, чтобы подойти к коллеге, сидящему рядом, пишу ему сообщение в ICQ.

Вакансии технического директора на Работе.ру.

Герман Бажанов, генеральный директор компании «Сити А»:

— Руководящая работа требует умения быстро принимать решения и брать на себя ответственность. Они переносятся и в повседневную жизнь. На отдыхе, в компаниях, как только чувствую, что происходит дезорганизация, начинаю раздавать роли, расставлять задачи, планировать дальнейшие действия. Зачастую это обижает некоторых присутствующих, например, моих родителей, которые сами вправе руководить мною.

Появилась жесткость и регламентированность в действиях. Друзья и близкие обижаются, когда в офисе по телефону я разговариваю с ними сухо и кратко, так, как только что говорил с подчиненными, подрядчиками, заказчиками. На работе нет времени рассуждать о проблеме, надо ее решать. Так же и дома — вместо того чтобы просто поговорить, я начинаю немедленно выяснять, где что могло «сломаться» и как это исправить. А близкие в этот момент зачастую просто рассчитывают на понимание и сочувствие.

Я считаю, что нельзя быть менеджером на работе и не менеджером дома. Перенос профессиональных качеств в быт неизбежен. Но если ты это осознаешь, можно научиться контролировать процесс, разделять дом и работу. И «побочных эффектов профессионализма» станет меньше.

Вакансии генерального директора на Работе.ру.