Правящая клептократия создала угрозу девальвации рубля

На модерации Отложенный

Михаил Делягин: «Правящая клептократия создала угрозу девальвации рубля»

Вопрос: Михаил Геннадьевич, что за бардак у Вас там в Москве - в субботу в обменниках за доллар требовали 29 рублей, и то нигде не было!

Михаил Делягин: Если серьезно - на прошлой неделе ситуация в России драматически изменилась. Стало ясно, что неадекватность государства, повторяющего ошибки 1998 года и не желающего вводить финансовый контроль ни в какой сфере, неисправима.

Международные резервы Банка России не выходят из пике и вряд ли выйдут. С 1 по 3 октября они сократились на 10 млрд.долл., к 10 октября рухнули еще на 15,5 млрд., уменьшившись до 530,6 млрд.долл., а только за 16 октября, по данным участников рынка, - еще на 4 млрд.долл.. Таким образом, из 66,9 млрд.долл., на которые сократились международные резервы за два месяца - с 8 августа по 10 октября - 25,5 млрд. пришлось на первую декаду октября, хотя Россия на оказывалась в положение войны и не ссорилась с Западом.

Причина проста: правящая клептократия вновь, как в 1998 году, поддерживает банки, никак не контролируя выделяемые им деньги. А банкиры, как можно понять, естественно направляют часть этой поддержки на скупку валюты, стремительно съедая международные резервы Банка России.

Да, валюты у Банка России еще много - «как у дурака махорки». Но «махорка» у столь «эффективных менеджеров», как известно, быстро заканчивается.

Кроме того, значимая часть международных резервов не находится в ликвидной форме: она вложена в различные финансовые инструменты и не может быть быстро выведена из них и брошена на затыкание расползающейся спекулятивной финансовой «дыры».

Поэтому, если государство не вернется к здравому смыслу, не обуздает свои либерально-коррупционные предрассудки и не запретит все спекулятивные операции всем банкам, получающим от него помощь (контроль за этим сложен, но реален), рубль может начать ослабляться и к Новому году потерять 13-15% своей стоимости, дойдя до уровня 30 руб/доллар. При этом возможен и более серьезный, а главное - более резкий провал.

Не стоит забывать, что нынешние трудности во многом вызваны деятельностью путинской бюрократии, долгие годы выводившего из страны заработанные ею деньги и в итоге обескровившего экономику, и что в ночь с 18 на 19 сентября страна уже стояла в нескольких часах от финансовой катастрофы.

Вопрос:  Ситуация в валютных обменных пунктах в Москве напоминала то, что мы видели в драматичные дни (более недели) между дефолтом и девальвацией. Что это значит?

Михаил Делягин: В августе 1998 года, когда после дефолта банковская система России зашаталась, государство влило сотни миллиардов рублей помощи (тогда они были намного более весомы, чем сейчас) в олигархические и государственные банки. Паника и безграмотность не дали проконтролировать использование этих кредитов, которые слишком многими (и чиновниками, и банкирами) изначально рассматривались как коррупционные, а отнюдь не «стабилизационные».

В результате рубли хлынули на валютный рынок, обеспечив сначала трех-, а потом и четырехкратную девальвацию, а тогдашнее руководство Банка России, так вальяжно чувствующее себя сейчас на разнообразных теплых местах, в ужасе попряталось - выпихнув под телекамеры девочку-пресс-секретаря, которая беспомощно разводила руками и удивлялась: «Ну в самом деле, ну кому же могло прийти в голову, что банки направят рубли, которые мы им дали, на покупку валюты!»

Сейчас ситуация ровно такая же: нашей экономикой опять управляют люди, которые, вроде Кудрина, занимали высокие посты перед дефолтом, и они продолжают делать то же, что и тогда: дают банкам деньги без всякого контроля, провоцируя ослабление рубля.

Поэтому сейчас, когда государство демонстрирует неизлечимость своей склонности к коррупции и отсутствию финансового контроля, разумно покупать евро, английские фунта, швейцарские франки, юани. По-прежнему не советую скупать доллары, - у США есть политическая мотивация не допускать ослабления своей валюты до президентских выборов, но после.

Вопрос: Коррупция пронизала все поры общества, из-за нее мы задыхаемся. Может ли это государство, возглавляемое Путиным и Медведевым, победить коррупцию?

Михаил Делягин: Коррупция - основа государственного строя, титаническими усилиями, весьма скрупулезно и, как мне представляется, вполне сознательно созданного в 2000-е годы. Нынешнее государство не может бороться с коррупцией потому, что она составляет его суть и основу.Более того: всякая сколь-нибудь заметная борьба с коррупцией невозможна в принципе, так как объективно является подрывом основ созданного в России государственного строя, то есть тягчайшим государственным преступлением.

Это, в частности, делает невозможным создание сколь-нибудь действенного финансового контроля, необходимого не только для развития, но и для избежания системного кризиса, в частности - для предотвращения ослабления рубля.

Однако я хочу ошибаться, потому что чисто технически девальвации рубля можно избежать. Ничего сложного - для этого достаточно ввести контроль за банками, получающими финансовую поддержку от государства, и не допускать использования этой поддержки для финансовых, и в первую очередь валютных спекуляций.

PS. Агенство Reuters сообщает о предстоящей резкой девальвации курса рубля по отношению к доллару. Пока удержать рубль на плаву не удается, хотя Центробанк направил уже 70 миллиардов долларов из государственных резервов на поддержание нынешнего, сильно завышенного, курса рубля на уровне 30/40 рублей за евро-долларовую корзину. Резервы России составляют сейчас 530 миллиардов долларов, при нынешних темпах развития кризиса их может хватить месяцев на семь.

Напомним, что по самым оптимистическим прогнозам западных правительств, кризис продлится примерно два года. На понижение курса рубля влияет все более усиливающееся падение курсов акций российских предприятий и вывод из страны иностранного капитала.

С понедельника, 20 октября, в России устанавливается лимит на покупку долларов в пунктах обмена. Сумма лимита пока не названа. Эксперты полагают, что подобная мера приведет к появлению обширного черного рынка иностранной валюты.