Власти проведут приватизацию и ничего никому не отдадут

На модерации Отложенный

В конце августа в России сорвалась приватизационная сделка. Росимущество пыталось продать государственный пакет акций в ОАО «Автоколонна №1150», проще говоря - в одном из автобусных парков Воронежа. Пакет состоял ровно из одной акции, которую выставили на торги за 207 рублей. Желающих не нашлось. Это обычное дело. В Росимуществе признают: 70% выставленных на продажу активов не вызывают интереса. В этом году из-за кризиса - 90%. Но скоро молоток аукциониста понадобится снова: правительство грозится продать собственности на десятки миллиардов рублей.

В Белом доме новая игра - открытая экономика. Едва первый вице-премьер Игорь Шувалов вернулся из США, где посулил инвесторам очередную волну приватизации российских активов вплоть до продажи «Роснефти», как либеральные заявления прозвучали уже из уст премьера Владимира Путина. На минувшей неделе на форуме «Россия зовет!» он действительно позвал в Россию инвесторов и пообещал снизить вмешательство государства в экономику, в том числе и с помощью приватизации.

Правительству очень нужны деньги. В проекте бюджета на 2010 год, который как раз на прошлой неделе попал в Думу, дефицит в 2,9 трлн рублей. Приватизация поможет немного закрыть дыру, хотя главными источниками все равно будут Резервный фонд и заимствования. Но важен сигнал: возвращение к приватизации должно продемонстрировать инвесторам - в основном иностранным, у российских с деньгами не очень, - что России снова можно верить.

БЕЗ «РОСНЕФТИ»

В Белом доме быстро уловили новые эманации. «Сколько можно копить и набирать, - говорит чиновник правительства, - пришло время продаж». Когда вице-премьеру Шувалову прислали из Минэкономразвития проект плана приватизации-2010 - всего на 7 млрд рублей, - он устроил подчиненным разнос. «Сказал, что прислали невесть что - одни прачечные да котельные, такое никто не купит», - рассказывает очевидец.

Теперь чиновникам приказали найти активов на 100 млрд рублей и выставить их на продажу уже в следующем году. Выполнить это задание можно было легким движением руки - включив в план пакет акций «Роснефти». На такую возможность намекал Шувалов. Не теряя контроль над компанией, государство могло бы продать 25,1% акций. Такой пакет сегодня стоит более 600 млрд рублей.

Но на минувшей неделе министр экономического развития Эльвира Набиуллина объяснила, что «Роснефти» в новом приватизационном списке не будет. Понятно, что на одну подготовку столь крупной сделки уйдет год-полтора. Придется искать одного или нескольких крупных покупателей, ведь фокус с народным IPO теперь не пройдет. Сейчас у людей нет денег, зато есть печальный опыт: те, кто участвовал в прошлом народном IPO «Роснефти», проиграли.

Но словам о продаже «Роснефти» никто в правительстве не верит не по этой причине. «Вот когда об этом скажет другой Игорь Иванович, тогда будет о чем разговаривать», - рассуждают чиновники. Речь идет о промышленном вице-премьере и председателе совета директоров «Роснефти» Игоре Сечине, который от имени и по поручению Владимира Путина курирует всю российскую нефтянку и вообще всю промышленность. Поскольку самое дорогое трогать нельзя, чиновникам приходится буквально изворачиваться в поисках того, что можно продать.

УЖЕ ПРОДАНО

Сначала скребли по сусекам - получилось не семь, а 12 млрд рублей. С этим к Шувалову идти даже не решились. Сумму посолиднее собрали за счет компаний в электроэнергетике и транспортной инфраструктуре. Список пока не утвержден - в минувший четверг его пытались согласовать в кабинете у Шувалова, но не смогли. 6 октября попытаются вновь - уже у Путина. Эльвира Набиуллина признала, что набрать активов на 100 000 млрд рублей не получится, и говорит о «десятках миллиардов рублей». Но и это, возможно, завышенная оценка.

Как рассказывает источник Newsweek, в плане приватизации на 2010 год могут оказаться ОГК-5 и ТГК-5, порты в Мурманске и Новороссийске, аэропорты Анапы, Новосибирска, Екатеринбурга. Кроме того, чиновники говорят о приватизации «Совкомфлота», обладателя одного из крупнейших в мире танкерных флотов, и «Росагролизинга» - госкомпании, сдающей в лизинг сельхозтехнику. Набор обсуждаемых компаний выглядит внушительно, но у многих есть недостаток - они уже контролируются частными собственниками, на дворе кризис, и им совершенно неохота докупать оставшиеся у государства акции.

Самой привлекательной для бюджета может стать продажа ОГК-5, где у государства остался блокирующий пакет. Компания на 55,8% принадлежит итальянскому концерну Enel. Когда итальянцы приходили в Россию, они согласовали в ФАС приобретение 100% российской компании. «Enel вполне может купить госпакет», - считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

В 2007 году блокирующий пакет ОГК-5 обошелся итальянской компании в 39,2 млрд рублей. Сколько будут стоить акции в следующем году, зависит от рынка, но ясно, что такая сделка сильно поможет выполнить план по приватизации.

Другое дело ТГК-5. Компания поставляет электроэнергию жителям Поволжья, управляется она «КЭС-холдингом», входящим в группу «Ренова» Виктора Вексельберга. 25,1% акций - у государства. Однако холдингу, указывает Пикин, сейчас не до покупок, он может потерять контроль над двумя другими энергокомпаниями - ТГК-6 и ТГК-7. Группа приобретала их в прошлом году и договорилась о рассрочке, но из-за кризиса просрочила платежи. Спорные активы могут вернуться государству, скорее всего они будут переданы в управление государственной «Интер РАО ЕЭС».

Так что новая приватизация не мешает планам Игоря Сечина, возглавляющего к тому же совет директоров «Интер РАО ЕЭС», вернуть энергетику под государственный контроль. Пока государство не определится, что оно собирается делать на этом рынке, выставленные на продажу компании могут и не заинтересовать инвесторов.

С портами иная проблема - все лучшее уже продано. «Можно сказать, что в портовом хозяйстве у государства не осталось интересных объектов - один металлолом», - резко оценивает ситуацию гендиректор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов. Правда, остались миноритарные пакеты. Например, 20% в Новороссийском морском торговом порте. Эта компания с капитализацией почти $3 млрд - главные ворота нефтяного экспорта. Даже в этом году выручка порта росла. Но если госпакет и продадут, то недалеко: 50,2% акций порта уже контролируют Александр Пономаренко и депутат Госдумы Александр Скоробогатько вместе с партнером - бывшим тренером Владимира Путина по дзюдо Аркадием Ротенбергом. Вряд ли кто-то захочет с ними конкурировать.

Аэропорты перед кризисом только начинали превращаться в привлекательный бизнес. В 2006 году много шума наделала продажа международного аэропорта Сочи за 5,5 млрд рублей структурам Олега Дерипаски. Покупатель не прогадал - через год город получил право на зимнюю Олимпиаду-2014. Но выручить большие деньги в следующем году вряд ли получится. В продажный список могут попасть аэропорты «Кольцово» (Екатеринбург) и «Толмачево» (Новосибирск).

И там и там знакомая картина - хозяин уже есть. «Кольцово» входит в империю «Реновы», «Толмачево» - под управлением корпорации AEON Романа Троценко. Обе компании отказываются комментировать свои планы в связи с возможной приватизацией. «Пока не восстановился пассажиропоток и доступ к кредитам, собственникам нет смысла тратить деньги, тем более что они и так контролируют аэропорты», - считает глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

ПОКА НЕ ПРИЖМЕТ


Близкий к Кремлю источник Newsweek не верит, что разговоры о приватизации означают резкую смену политики. Наоборот, говорит он, государство не собирается сокращать контроль над экономикой, и приводит в пример ситуацию со «Связьинвестом». Действительно, на фоне объявленной приватизации правительство заканчивает переговоры с АФК «Система» о выкупе блокпакета акций «Связьинвеста». Компания, которую еще три года назад собирались полностью приватизировать, вновь станет только государственной. Причем одна из целей - создание государственного сотового оператора, хотя до сих пор рынок успешно обходился без него.

Владимир Путин не только объявил о приватизации, но и свозил недавно глав нефтегазовых компаний (Total, Shell и других) на Ямал. Там крупнейшие в мире запасы газа и будущее российской энергетики. Но овладеть этим богатством без западных инвестиций и технологий вряд ли получится. Инвесторам обещают налоговые льготы, например, с помощью Особых экономических зон. Правда, эти зоны и российский бизнес до сих пор не слишком привлекали.

Очередное обещание прозвучало в минувшую среду, когда премьер Путин провел заседание комиссии по иностранным инвестициям, которая решает, доверять иностранцам российские компании или нет. Правда, сделки, представленные на суждение комиссии, в основном имели отношение к российским собственникам, покупающим активы через зарубежные офшоры. Настоящие иностранные инвестиции в Россию сокращаются.

Для экономики это, конечно, проблема. Поэтому, видимо, Путин и предложил подумать об «усовершенствовании» сотрудничества с инвесторами. Но источники Newsweek рассказывают, что «думать» пока велено только на словах. Никаких поручений упрощать закон о доступе к стратегическим активам, на который жалуются иностранцы, не поступало, рассказывают чиновники отвечающих за экономику министерств. Они говорят: «Доступ будут облегчать, если уж совсем прижмет».