Как нам реформировать СНГ

На модерации Отложенный

- Владимир Леонидович, в ходе поездок первого вице- премьера РФ Игоря Шувалова по странам Содружества поднимался вопрос о реформировании СНГ. Что вкладывается в это понятие? 

В последней редакции внешнеполитической концепции РФ дано точное и давно назревшее определение СНГ как региональной организации. То есть, это не интеграционное объединение. В этом плане оно и должно реформироваться под тот формат, который уже существует. По сути, Содружество является региональной организацией, объединяющей страны, которые находятся рядом. Это не политическая организация, не экономическая организация, это организация региональная, и все её структуры надо преобразовать соответствие с её назначением. 

Вопросы экономической интеграции надо в максимальной степени передавать туда, где эта интеграция реально идёт, то есть в Таможенный союз, ЕВРАЗЭС. Вопросы военно-политического сотрудничества – передавать туда, где они реально идут – в ОДКБ. И таким образом нужно разгружать эту региональную организацию от несвойственных ей функций и продлевать её существование, потому что зачастую заявленные несвойственные функции входили в противоречие с реальным положением дел. 

Например, из состава вышла Грузия. На самом деле она нанесла вред только самой себе. 

- А участвовала ли Грузия реально в СНГ, в чем это выражалось? 

Участвовала – внутри Содружества много договоренностей. СНГ еще сохраняет то, что у нас осталось общего. Например, это соглашение о взаимном признании дипломов, о взаимном признании трудового стажа. До тех пор, пока живы люди, которые жили в едином государстве, это всё облегчает жизнь. 

Кстати, Грузия оставила те соглашения, которые им были выгодны. Например, если бы они целиком вышли из тех соглашений, которые были заключены в рамках СНГ, то Саакашвили, окончивший Киевский университет, и Бурджанадзе, окончившая МГИМО, оказались бы без высшего образования. Там много вещей – документы по электросетям, всякие ГОСТы, стандарты и пр. 

- То есть та реальность, которая еще осталась со времен Союза, может продолжать существовать в рамках СНГ как региональной организации? 

Как в региональной организации – да, в том числе способствовать развитию независимых стран. 

- Регулирование рынка труда может входить в функции СНГ? В Баку Шувалов и Расизаде как раз говорили, что эти вопросы, с которыми сталкиваются члены СНГ, требуют регулирования: рынок труда, миграция и продовольственная безопасность. 

Безусловно. Коль скоро у нас безвизовое пространство (это договор в рамках СНГ), то в рамках безвизового пространства надо осуществлять и контроль, в том числе за перемещением рабочей силы, рынка труда. Это уже выходит за пределы чисто экономических или военно-политических объединений на этом пространстве, потому что выходит за пределы этих объединений безвизовая зона.

Эта функция должна оставаться и, более того, совершенствоваться в рамках организации СНГ. 

- В структуре СНГ остается Экономический совет, который будет заседать 5 марта, и они будут рассматривать антикризисные меры и усиление возможностей Межгосбанка СНГ. Нет ли здесь дублирования функций интеграционных объединений? 

У нас есть такой детерминизм, который в мировой практике не имеет место быть. Мы считаем, что раз есть одна организация, то не должно быть другой. Возьмите Европу. Есть объединение в рамках ЕС – Бенилюкс. В то же время, страны ЕС входят в НАТО – это военно-политическая организация. Они входят в Атлантический союз – это организация регионального типа. И то, что их функции пересекаются, никого не смущают. И нас это тоже не должно смущать, если есть предмет для деятельности. 

- С чем можно провести аналогию? С чем можно сравнить то, как будет выглядеть Содружество? 

Формат СНГ можно сравнить с Атлантическим союзом, или с МЕРКОСУРом в Америке. Подобным образом объединяются и страны Латинской Америки. Они объединяются и в более узкие экономические структуры, но в то же время создают более широкое территориальное сообщество. На самом деле это отнюдь не противоречит мировой практике. 

- Возможно, распределив функции по другим организациям, и оставив объединяющее начало, СНГ сможет обрести новое дыхание? 

Нужно понимать, отчего возник этот негатив и пессимизм по поводу Содружества. Дело в том, что в начале формирования СНГ нам заморочили голову тем, что делать на самом деле абсолютно не собирались: о том, что будет единое оборонное пространство, единые вооружённые силы, единая валюта, что в рамках СНГ будет экономическая интеграция. Но экономической интеграции по-настоящему не может быть в организации, где заложен принцип «1 страна – 1 голос». При всём уважении к той же Грузии, не может быть такого… Дело не в том, как они себя ведут, дело в объёме ВВП. Такого нет, например, в ЕС, но есть Атлантическом союзе «1 страна – 1 голос», потому что это объединение по территориальному принципу. Но никто не ставит вопросы об интеграции в рамках этого союза в экономическом или военно-политическом смысле, потому что там уже совсем другие законы. 

- Тогда не стоит особо сильно волноваться по поводу того, что есть центробежные силы в СНГ? 

Конечно. Та же Грузия вышла из состава СНГ. И что из того? Больше никто не вышел, кстати, хотя им казалось, что все остальные за ними побегут. Этого не произошло, СНГ продолжает жить.