Турция усиливает присутствие в Восточном Средиземноморье

На модерации Отложенный

Турция усиливает присутствие в Восточном Средиземноморье. Кипр чрезвычайно обеспокоен эскалацией напряженности и начинает военные учения с Израилем, что, в свою очередь, беспокоит Анкару. Турция давит на Кипр, Кипр отвечает тем же. В регион стягиваются силы Турции, Израиля, США, Франции и России. Но в реальность конфликта никто не верит.

Анкара направляет сегодня к берегам Кипра новое исследовательское судно для трехмерного сейсмического сканирования морского дна. Оно будет находиться на кипрском шельфе в Восточном Средиземноморье около 40 суток.

Министр связи Кипра Эфтимиос Флоренцос заявил в интервью газете Famausta Gazette, что в эксклюзивной экономической зоне Кипра и в водах южнее кипрского побережья находятся три турецких исследовательских судна.

Глава Министерства энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз сообщил, что в планах третьей экспедиции – исследование 1100 квадратных километров шельфа. Второе судно уже отсканировало 2100 кв. км шельфа и продолжит работы. Его задача – получить информацию о 4 тыс. кв. километрах шельфа Кипра. Оба судна принадлежат иностранным компаниям, которые работают с АО «Нефть и газ Турции». «С реализацией этих работ мы начинаем новый период в бурении нефтяных скважин. Как вы все знаете, благодаря соглашению с Турецкой Республикой Северного Кипра мы будем вести работы на севере, на юге и даже на западе от острова», – сказал турецкий министр Йылдыз.

Напомним, Турция начала разведку углеводородных месторождений на кипрском шельфе в конце сентября, после того как Республика Кипр заявила о намерении начать в октябре текущего года геологоразведку в зоне своих исключительных интересов. Работы, по плану, должны идти в сотрудничестве с американской компанией Noble Energy, известной удачными проектами изысканий углеводородов на шельфе Израиля. Именно эта компания была инициатором изучения газоносности шельфа в районе кипрского Блока 12, находящегося неподалеку от израильского шельфа, где Nobel Energy уже нашла запасы газа.

Турция приступила к работам на шельфе Кипра, ссылаясь на договоренности с Северным Кипром – страной, не признанной международным сообществом, а признанной только Турцией. То есть с точки зрения международного права такие договоренности не имеют никакого смысла. Анкара также мотивировала свои действия необходимостью защиты прав турок-киприотов, населяющих Северный Кипр, которым не достанется ровным счетом ничего из богатств острова Кипр, когда греческая община начнет использовать ресурсы, не делясь с турецкой общиной.

Такие действия возмутили Никосию. Как нельзя кстати она затеяла совместные с Израилем, недавним близким партнером Турции, а теперь явным оппонентом, военные учения ВВС. Маневры, намеченные на конец октября, пройдут в воздушном пространстве Кипра. И Анкаре это очень не нравится. Официальные власти полагают, что истинные цели учений – оказать давление на Турцию. Израильская сторона заверяет, что политического контекста в этом мероприятии нет, что все давно запланировано и имеет «стандартный» формат.

Напомним, не так давно Анкара объявила Израиль региональной угрозой для Турции и пригрозила Кипру ответными действиями на не принадлежащем Турции шельфе этого острова. Риторика была вполне воинственной, и мир с неприятным изумлением следил за быстрым разворотом Анкары от взвешенной политики «ноль проблем с соседями» к политике конфронтации с сопредельными странами – Израилем, Кипром, Ираком, Сирией.

Но в последние дни в американских СМИ появилась неожиданная информация: The Wall Street Journal со ссылкой на анонимного представителя официальной Анкары пишет, что на самом деле риторика Турции не имеет под собой никаких оснований и является пропагандистской акцией. «Никому здесь катастрофы не нужны. Мы понимаем серьезность ситуации», – говорит турецкий дипломат. Аналитики со стажем, проведшие в регионе немало лет, также сильно сомневаются в том, что турецкая сторона и в самом деле «готова инициировать враждебные действия». Похоже, что Турция решила «сбросить обороты».

Если это на самом деле так, то не ясно, зачем такая риторика была нужна Турции. Если предположить, что антиизраильская позиция выгодна премьеру Реджепу Тайипу Эрдогану на внутреннем поле и в арабских странах, то очевидно, что отказ от нее обернется ударом по имиджу. А развитие негативной темы еще более рискованно: США в случае конфликта займет сторону Израиля, а не Турции. Об этом Анкара наверняка знает.

Если предположить, что конфликт с Кипром нужен Анкаре для продвижения переговоров по кипрскому вопросу, то такая позиция турецких властей тоже представляется ошибочной. Кипр настаивает на решении этой проблемы в рамках резолюции СБ ООН – а это лучший способ юридической защиты от политического давления.

Политическую поддержку республике Кипр в деле разработки газа на собственном шельфе высказали США, Евросоюз, Россия и Израиль. И это вдохновило киприотов на исследовательские работы. Как сообщил сегодня прессе посол Республики Кипр в РФ Петрос Кесторас, позиция Анкары, выступающей против исследовательских работ Кипра в районе Блока 12 «безосновательна с юридической точки зрения и не соответствует нормам международного права». Турция, по его словам, «препятствует реализации суверенного права Кипра на использование своей экономической зоны, то есть оспаривает законность существования Республики Кипр». Дипломат уверен, что позиция Турции свидетельствует о наличии у страны «экспансионистских планов в отношении Кипра», признанного суверенным всем мировым сообществом.

По словам посла Кипра в РФ, Турция нарушает Конвенцию по морскому праву, ведя исследования на чужой территории. При этом Турция сама не подписывала Конвенцию, хотя, как сообщают открытые источники, обязалась соблюдать принципы международного морского права еще тогда, в 1982 году. Этот документ, напомним, уточняет статус различных морских зон, определяет понятия территориальных вод, территориальных морей (12 морских миль, т. е 22 км от берегов), исключительных экономических зон протяженностью 200 морских миль (360 км), проливов для свободного прохода судов. Кроме того, разъясняет понятие континентального шельфа, над которым при определенных условиях государства могут осуществлять суверенные права в отношении разведки и разработки природных ресурсов.

«Турция прибегает к провокационным действиям и угрозам, - заявил Петрос Кесторас. – Эта позиция является фактором нестабильности в Восточном Средиземноморье». Более того, в Республике Кипр уверены в том, что позиция Турции не имеет ничего общего с защитой прав турок-киприотов на ресурсы острова и направлена против интересов этой общины Кипра. Аргументом в доказательство этой точки зрения может послужить тезис, изложенный в книге главы МИД Турции Ахмета Давутоглу «Стратегическая глубина»: «Даже если бы на Кипре не было ни одного мусульманина, Анкаре следовало бы сохранять кипрский вопрос», так как ни одна страна не отказалась бы от поиска способа влияния на остров, находящийся в центре ее стратегических интересов.

Между тем, по словам посла Кипра в РФ Кестораса, турецкая община Кипра заинтересована в не меньшей мере, чем греческая, в успехе исследований шельфа на предмет наличия углеводородов. Дело в том, что говоря о киприотах, которые получат выгоду от эксплуатации ресурсов острова, Кипр имеет ввиду и турецкую, и греческую общины, а также маронитов и армян, проживающих на острове и имеющих кипрское гражданство. Но доступ к ресурсам турки-киприоты получат, если Кипр будет един. По резолюции ООН в отношении Кипра, распределение прибыли от эксплуатации природных богатств острова входит в компетенцию центрального правительства, а механизм распределения зависит от доли каждой из общин в общем объеме бюджета. «Туркам-киприотам уже предложено участие во всех проектах», - заверил дипломат. Но переговоры об объединении страны в формате двухобщинной федерации не идут «из-за неуступчивой позиции Турции, которая стремится к легализации ситуации, сложившейся в результате вторжения и оккупации».

Таким образом, уверены власти Республики Кипр, до того момента, как исследователи объявят о наличии газа на шельфе в районе Блока 12, у Турции есть время, чтобы продвинуть переговорный процесс по кипрской проблеме и чтобы турки-киприоты получили свою долю в богатстве острова. Эту же позицию на днях озвучил президент Кипра Деметрис Христофиас, заявив, что обнаружение запасов нефти и газа было бы «благом» для всех народов Кипра. Он призвал к тому, чтобы этот вопрос стал катализатором решения Кипрской проблем, а не препятствием для него.

Тесная увязка двух громких кипрских вопросов вызывает встречный вопрос – на сей раз к республике Кипр: насколько решение о начале разведки газа на шельфе было экономически мотивировано и насколько политически? Не было ли оно своеобразной попыткой надавить на Турцию, чтобы она смягчила позиции в переговорах об объединении Кипра? Посол Республики Кипр Петрос Кесторас признался «Эксперту Online»: «Проведение исследовательских работ в экономической зоне не было результатом экономической необходимости, продиктованной мировым финансовым и экономическим кризисом. Это следствие использования суверенного права на работы в экономической зоне на благо народа». Таким образом, и Кипр по-своему стремится оказать давление на Турцию с тем, чтобы развернуть переговоры в русло более эффективного принятия решения о судьбе острова. Несмотря на то, что, по словам дипломата, «переговоры не связаны с геологическими изысканиями», у Республики Кипр все же есть уверенность: «Обнаружение углеводородов станет движущим моментом в пользу решения кипрской проблемы».

Как ни странно, в правовом решении этого вопроса заинтересованы не только общины Кипра, но и Турция, для которой кипрский конфликт стал одним из главных поводов отказа ЕС в членстве в этой организации. Несмотря на то, что Анкара в последнее время настойчиво заявляла, что евроинтеграция – это для нее теперь не вопрос номер один, в прессу просочилась информация о том, что в Вашингтон поступила просьба турецких властей оказать содействие во вступлении в ЕС. Турция обратилась к США за содействием в вопросе вступления в ЕС. По информации агентства Anadolu, министр по европейским делам Турции Эгемен Багыш встретился с депутатами палаты представителей США. Он напомнил, что США поддерживает Турцию в процессе вступления в ЕС. И отметил, что США должны воодушевлять стороны, особенно греческую, для разрешения кипрского вопроса.

А пока ни один вопрос не разрешен, в Восточное Средиземноморье стягиваются военные силы нескольких государств: Турции, Израиля, США, Франции и России.

Турецкие корабли и вертолеты эскортируют свои исследовательские суда, работающие близ американской буровой платформы компании Noble Energy, ведущей разведку для Республики Кипр. Американские самолеты-разведчики и истребители ВВС Израиля совершают облеты турецкого исследовательского судна, а в ближайшее время в район должны прибыть французский корвет и российский авианесущий крейсер.