Конституционный суд запретил продажу вещдоков

На модерации Отложенный Вчера, 16 июля, Конституционный суд РФ запретил продавать вещи и товары, которые были изъяты правоохранительными органами в качестве вещественных доказательств при рассмотрении уголовных дел. Теперь следователи, конфисковавшие товар, не смогут сбыть его через цепочку фирм-посредников. Газета «Коммерсантъ» сообщает, что поводом для принятия такого решения стало обращение гражданина Владимира Костылева, у которого в ноябре 2005 года в рамках уголовного дела о контрабанде был конфискован вертолет. В июне 2006 года вертолет на основании пункта 1 части 2 статьи 82 УПК РФ был передан на реализацию в Российский фонд федерального имущества, который продал его ООО «Мастер-брокер». Суд отклонил жалобу Костылева на постановление следователя, при этом бывший владелец вертолета не получил никакой компенсации («Вещественные доказательства опровергли в суде»).

Газета «РБК daily» пишет, что до вчерашнего решения статья 82 Уголовно-процессуального кодекса РФ разрешала продавать крупногабаритные вещ­доки, хранение которых было связано с большими издержками. В этом случае они передавались на реализацию. Правом распоряжаться изъятым у собственников имуществом пользуются порядка десяти ведомств, в том числе МВД, Федеральная служба судебных приставов, таможенная служба.
Вчера действующие положения УПК были признаны КС противоречащими Конституции РФ, которая гласит, что «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда». Принудительное же отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения («Вещдоки не продаются»).

Газета «Ведомости» пишет, что решение суда закроет лазейку в законодательстве, благодаря которой существовал метод товарного рейдерства. Издание пишет, что суть метода очень проста: берется существующее уголовное дело по контрабанде, и по нему обнаруживаются сведения, что на складе фирмы-жертвы хранится товар, имеющий отношение к делу. На этом основании товар признается вещественным доказательством и вывозится на склады фирмы, аккредитованной при РФФИ. Далее директор этой фирмы пишет заявление о невозможности хранения товара, к примеру, из-за недостатка складских помещений, следователь соглашается с этими доводами и выписывает постановление на реализацию. Затем товар продается по ценам минимум раз в десять ниже закупочных фирмам-посредникам («Чужое больше не продается»).