Цены заморожены, инфляция - нет

На модерации Отложенный Уже несколько дней Россия живет в условиях "заморозки" цен на основные продукты. Хлеб, молоко, кефир, подсолнечное масло и яйца больше не дорожают. Это, конечно, приятно. Но правительству следует обратить внимание не только на продукты. С нового года в Москве вырастет плата за услуги ЖКХ и тарифы на проезд. Продавцы бензина тоже "морально готовят" нас к подорожанию. А министр финансов Алексей Кудрин признал, что из-за роста цен наша экономика "отошла" на два года назад.

— Существенного роста цен на продукты питания больше не будет, — пообещал глава Минфина. — Этот пик мы уже достигли.

Такая радостная новость вовсе не помешала нашим министрам устроить очередной забавный спор по поводу инфляции.

Кудрин объяснил, что цены выросли из-за того, что в России производят слишком мало сельхозпродукции. Поэтому события на мировых рынках оказались для нас критическими. Минсельхоз же заверил, что с мясом, молоком и зерном у нас все в порядке. Но самое забавное в этой ситуации то, что несколько месяцев назад все было ровно наоборот: Минсельхоз говорил о неизбежности роста цен из-за плохого урожая, а Кудрин утверждал, что инфляция уложится в прогноз 8%. Все лукавили?

В общем, пока министры ищут, кто прав и кто виноват, "заморозка" цен, кажется, сработала. Но ведь цены на продукты все равно назад уже не вернутся. И теперь главная задача министров — удержать от подорожания другие товары и услуги. Сделать это будет непросто.

ЖКХ плюс 20%, транспорт плюс 15%

Уже известно, что в будущем году в Москве приблизительно на 20% вырастут тарифы ЖКХ, которые уже составляют для пенсионеров и других малоимущих граждан половину расходов. То есть в едином платежном документе, который получит московская семья, проживающая в типовой "двушке", ежемесячная сумма изменится с примерно 1400 рублей на 1680. Плюс та же динамика в счетах за электричество. А самое печальное, что грядущее повышение может оказаться не последним. Коммунальщики имеют право в июне-июле еще раз поднять цены.

Кроме того, с 1 января 2008 года подорожает проезд в общественном транспорте. Окончательные цифры пока официально не названы. Но, как сказал "Известиям" депутат Мосгордумы Игорь Антонов, проезд подорожает на 12—12,5%. Первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк, в свою очередь, говорит о 13—15%. Скорее всего это надо понимать так: билет на наземный транспорт вместо нынешних 15 рублей будет стоить 17 или 18, за поездку в метро придется платить не 17 рублей, как сейчас, а 20. Стоимость единых проездных билетов не изменится, пообещал Росляк.

Заметим также, что с приближением зимы продукты в Москве традиционно начинают дорожать. Так, например, в прошлом году в декабре цены "официально" поднялись на 1,5%, а на самом деле еще выше. Какого сюрприза ожидать в этом году, даже подумать страшно.

Кто виноват? Спор продолжается

Ясно одно — когда доходы граждан быстро растут, а производство в стране за ними не успевает, цены увеличиваются. Кудрин это признал.

— В реальном выражении объем потребления вырос в 2,4 раза, а производство продовольствия внутри страны за то же время увеличилось лишь на 20%, — оправдывался министр. А тут еще и импорт растет (импорт мяса за последние 7 лет вырос в два раза, импорт молока — на 30%). Это автоматически сказывается на ценах — от 20 до 40% продовольствия, на которое взлетели цены на мировых рынках, Россия импортирует.


Между тем Минсельхоз уверяет, что производство сельхозпродукции у нас растет ударными темпами.

— Все ранее запланированные показатели будут выполнены и перевыполнены, — хвалился недавно министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. — Урожай зерновых мы соберем достаточный, мяса произведем в два раза больше, чем заложено в нацпроекте.

В общем, все у нас хорошо, только потребители почему-то все равно шарахаются от ценников. Особенно малоимущие. Как им помочь?

Кудрин считает, что на федеральном уровне можно ограничиться уже принятыми решениями. Так, например, с 1 декабря на 300 рублей будут повышены пенсии (в некоторых регионах на эти деньги можно сегодня купить аж килограмм сыра "Российский"). Но местные власти, если захотят, могут поддержать малообеспеченных граждан. Но только "аккуратно". "Иначе мы можем спровоцировать рост цен после 1 января", — сказал Кудрин.

— Инфляция будет не 8%, не 9%, есть оценка, что это будет выше 10%, — грустно признал министр. — Это значит, что мы отошли года на два назад, если она не получится выше.

Он добавил, что прирост цен в октябре составит 1,5—2%, что является самым высоким показателем за последние два года. Всего же инфляция в России с начала года составила 8,9%.

Пошлины нужны были раньше

Вслед за министрами мы тоже в очередной раз решили покопаться в "механизмах" роста цен. Итак, по "версии" Кудрина, в октябре подсолнечное масло подорожало на 20,6%, сыры — на 18,9, яйца — на 14, сливочное масло — на 10,3, молочная продукция — на 8,9%. Между тем у читателей "Известий" другие данные. То же подсолнечное масло в октябре выросло в цене как минимум наполовину, а сыр — как минимум на четверть. Нестыковочка получается.

Но даже такую "усеченную" статистику невозможно объяснить тем, что в России производится недостаточно сельхозпродукции. Взять хотя бы то же самое подсолнечное масло. С октября 2006 года по октябрь 2007-го Россия произвела этого продукта на 4,1% больше, чем в прошлом сезоне. Почему же тогда "Золотая семечка" стала в действительности золотой? Да потому, что свою лепту в инфляцию вносят экспортеры — по итогам сезона они вывезли из страны более четверти всего произведенного в стране масла. А значит, для сдерживания цен достаточно было ограничить экспорт.

Такая же ситуация и с остальными продуктами питания. С учетом мировой конъюнктуры экспортировать их за границу куда выгоднее, чем продавать на внутреннем рынке. Поэтому правительство и вводит экспортные пошлины. Пока, правда, только на пшеницу и ячмень. Кроме того, временно снижены ставки импортных таможенных пошлин на молочные продукты, а с 29 октября планируется начать проведение зерновых интервенций — мера, о которой "Известия" начали говорить еще в начале июля.

Напомним, что на прошлой неделе производители и перепродавцы подписали соглашение по замораживанию цен на самые "народные" продукты питания. А для того, чтобы и остальное продовольствие не дорожало стремительными темпами, государство намерено побороться с посредниками. Для этого сельхозпроизводителям выделят 1 млрд рублей на субсидирование кредитных ставок для закупки перерабатывающей техники.