Беднеют даже москвичи, но талоны на еду до сих пор считаются \"клеймом\"

На модерации Отложенный Инфляция, с которой власть предержащие борются, заклиная ее расти чуть помедленнее, начинает серьезно сказываться на благосостоянии граждан. То есть, сказывается-то она давно, но теперь мрачный настрой общества фиксируют и социологи. Так, "Левада-центр", проведший в июне опрос населения по соответствующей тематике, отмечает, что все большее число россиян выражают беспокойство ростом цен на продукты. Он, по данным опроса, пугает 82 проц граждан, тогда как в 2007 году рост цен тревожил лишь 64 проц.

В общем, это и ясно. По данным, озвученным Минэкономразвития , в первом полугодии 2008 года инфляция достигнет 8,7–8,9 проц. А это означает, что на планах экономических властей выйти по итогам года на 10,5 проц, можно поставить крест. Ведь впереди "инфляционноемкие" осенние месяцы и декабрь, когда в экономику вбрасываются огромные средства. Россияне получают годовые бонусы, 13-е зарплаты, и, поскольку многие считают, что копить бессмысленно – все равно съест инфляция – тут же тратят эти деньги. Что, в свою очередь, провоцирует очередной виток подорожания. Такой вот получается замкнутый круг…

Причем на сей раз рост цен коснулся не только небогатой провинции, но и традиционно больших и богатых регионов. Так, по обнародованной Минэкономразвития информации, в текущем году снизились реальные доходы "зажравшихся", по представлениям многих жителей регионов, москвичей. В печальном рейтинге их участь разделили подопечные "начальника Чукотки" Романа Абрамовича – население автономного округа тоже теряет в доходах, а также жители Костромской и Волгоградской областей и Хабаровского края. Видимо, представления о том, что "Москва – город хлебный", и всякий неленивый провинциал сможет неплохо здесь устроиться, скоро придется корректировать. То есть, доходы-то здесь растут, но расходы увеличиваются опережающими темпами. И вовсе не из-за того, что москвичи повально начали позволять себе отпуск на Мальдивах и дорогие рестораны. Самые обыденные траты – продукты, коммунальные услуги, образование, медицина – выросли буквально в разы. Правда, аналитики предполагают, что такие изменения в рейтинге вызваны тем, что в городе уже произошло "обеление" зарплат. То есть, прежний рост доходов обуславливался отказом работодателей от выдач заработков в конвертах. Теперь просто стала очевидной реальная картина. В прочих регионах этот процесс "обеления" зарплат все еще идет, так что ситуация там выглядит лучше московской. Кроме того, в ряде регионов зафиксирован спад промпроизводства, что не может не отражаться негативно на росте реальных доходов. Вдобавок ухудшаются условия по депозитам в банках, так что и здесь налицо спад доходов, уменьшается количество выданных потребительских кредитов. Все это напрямую отражается на нашем с вами кармане.

Пока правительство затрудняется выдать новый прогноз по инфляции. Скорее всего, Минэкономразвития обнародует его в июле. Пока же, по оценке независимых экспертов, можно ожидать от 13 до 15 проц годовых. Впрочем, по данным "Левада-Центра", проблема обнищания в настоящее время беспокоит 45 проц россиян. По сравнению с 52 проц год назад снижение налицо. То ли наши граждане верят, что правительство во главе с Владимиром Путиным не даст свершиться самому худшему, то ли рассчитывают на свои силы – дескать, уж по миру-то не пойдем. Однако перспектива грядущего экономического кризиса волнует 29 проц россиян, что на 1 проц больше, чем год назад. Но, возможно, здесь дело не в том, что "кризисогенность" экономики выросла, а просто наши граждане стали более экономически подкованы. Кроме того, около трети респондентов волнует резкое расслоение общества по материальному достатку, примерно столько же встревожены недоступностью многих видов медицинского обслуживания. Год назад эти проблемы волновали примерно столько же респондентов, отмечают социологи.

Наглядное представление о богатстве или бедности граждан можно составить по тому, как они планируют провести свой отпуск. Трата на отдых – не столько обязательная в бюджете, сколько факультативная. Без отпуска можно прожить, в отличие от еды, оплаты услуг ЖКХ или медицины. У многих также существуют фиксированные статьи расходов, такие, как оплата образования или кредитов. Если при всем этом удается выкроить хотя бы несколько сотен долларов на отдых – значит, все не так плохо. По данным того же "Левада-центра", в этом году 22 проц россиян проведут лето на даче или садовом участке, 7 проц - отправятся на Черное море /в России/, 5 проц - посетят другой российский город или село.
При этом 33 проц респондентов в летнее время останутся дома заниматься своими делами. Лишь по 1-2 проц запланировали ехать в Крым или Прибалтику. И 22 проц респондентов отметили, что никуда не поедут из-за отсутствия денег. Видимо, это основное препятствие для поездок за рубеж – многие наши люди до сих пор уверены, что это на порядок дороже, чем отдых на родине.

Вообще, россияне пока мало понимают, почему цены растут. Согласно данным опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения /ВЦИОМ/, каждый второй опрошенный затрудняется назвать хотя бы одну причину инфляции. Остальные чаще всего ссылаются на рост мировых цен на нефть и другие энергоносители /8 проц респондентов, в прошлом году эту причину называли реже – 3 проц/; на неразвитую экономику; бездействие и безответственность властей; потворство правительства /по 7 проц/; алчность торговцев и производителей /5 проц, год назад об этой причине говорили чаще – 12 проц/. Ещё меньше тех, кто указывает на коррупцию, воровство; отсутствие рычагов регулирования рынка; ввоз импортной продукции; мировой экономический кризис /по 3-4 проц/ и другие причины. При этом две трети опрошенных отмечают, что столь значительного роста цен на продукты нельзя было допускать ни при каких обстоятельствах. Доля сторонников данной точки зрения снизилась: в 2007 г. так думали 75 проц респондентов. Одновременно возросла - с 15 до 20 проц - доля тех, кто считает рост цен большим, однако полагает, что это вызвано объективными причинами. И по-прежнему лишь 5 проц респондентов не видят в инфляции ничего страшного, полагая, что это естественное колебание цен. Чем хуже опрошенные оценивают своё материальное положение, тем более склонны думать, что рост цен можно было замедлить /от 47 проц в группе хорошо обеспеченных до 78 проц в группе плохо обеспеченных/, и тем реже считают высокую инфляцию неизбежной, обусловленной объективными причинами /34 и 14 проц/ или естественным колебанием цен /11 и 1 проц/.

При этом граждане не только ратуют за то, чтобы государство регулировало цены на основные продукты питания, но и поддерживают введение продовольственных карточек. По данным того же ВЦИОМ, за эту идею выступает каждый второй россиянин. Речь, разумеется, идет не о советских талонах на мыло, сахар, сигареты и носки, а о банковских картах западного образца. Такие льготы распространены в США и Европе, и ими пользуются многие малообеспеченные люди. Так, в США граждане, имеющие доход ниже определенного минимума, получают от государства специальную социальную карту, куда ежемесячно начисляется некая сумма. На нее можно купить только самые необходимые продукты, потратить все на покупку красной икры нельзя. В США картами пользуются 26 млн человек, только в прошлом году их количество выросло на 1,5 млн, сообщают в комитете Госдумы по труду и социальной политике.

Идею введения продовольственных карточек больше всего поддерживают россияне, относящие себя к материально-обеспеченным /60 проц/. Среди малообеспеченных слоев граждан, которых реформа может коснуться в первую очередь, идею поддерживают 50 проц. При этом 38 проц высказались против. 13 проц респондентов уверены, что вместо карточек необходимо найти другое решение, например, выплачивать хорошую зарплату или сдерживать инфляцию. Наиболее распространенными доводами среди противников реформы стали: "это позор для страны, возврат к советскому прошлому, к военным голодным годам". Так заявили 20 проц опрошенных. По мнению гендиректора ВЦИОМ Валерия Федорова, причина такого отношения в том, что "получение карточки сродни приговору". Люди считают, что она станет для них настоящим клеймом, с которым они обречены доживать в бедности и без перспектив весь остаток жизни. Напротив, те, кто высказывается за карточки, объясняют это тем, что "государство должно помогать малоимущим" и "благодаря карточкам, бедные люди, пенсионеры не будут голодать".

Получить такую карту хотели бы получить 28 проц россиян, а 55 проц заявили, что им карточки не нужны. Среди самых малообеспеченных слоев населения карточки хотели бы получить 53 проц респондентов, а 36 проц — нет. В группе же тех, кто не стесняется в расходах на еду и одежду, может покупать вещи длительного пользования, но не может позволить себе приобрести автомобиль, продуктовую карточку хотели бы заполучить 15 проц. Может быть, посредством такой льготы они пытаются сэкономить на вожделенное авто?