Почему лекарства дорожают

На модерации Отложенный

Лекарства продолжают дорожать ударными темпами. По данным Минздравсоцразвития, только с начала года в среднем по стране цены выросли на 12%, а в некоторых регионах - и на 30%. И это не считая 20%-ного осеннего подорожания. 

В ответ чиновники разного уровня ахают и призывают коммерсантов иметь совесть. Но при этом они как-то забывают, что крупнейшим собственником аптек в стране остается... государство. Причем именно в муниципальных учреждениях - самые высокие цены и самый отвратительный сервис. Получается, ответственные лица попросту лицемерят?

Убыточные наркотики

В аптечном мире многое является совсем не тем, чем кажется на первый взгляд. Например, как, по-вашему, владельцы аптек объясняют бешеное подорожание лекарств, которое идет с начала кризиса? Разумеется, они в один голос твердят о росте курса доллара. Вроде бы убедительно, только это неправда.

На деле выясняется, что в 2009 г. импортные препараты подорожали на 12%, тогда как отечественные - на 22%. А если поинтересоваться ценами на лекарства, которые закупают государственные больницы, картина станет еще яснее: для них с января импорт подорожал на 9%, а вот продукция российских фармкомпаний - аж на 40%.

Теперь хотя бы понятно, кого именно должны благодарить пенсионеры за резкий рост расходов на лечение. Кризис наглядно показал, что самыми жадными оказались именно отечественные фармкомпании. Ну а уж родное государство, которое, оказывается, владеет ни много ни мало 34% всех аптек в стране, не забыло установить на эти дорогущие таблетки весьма внушительную наценку.

Спрашивается, почему цены в госаптеках очень часто оказываются заметно выше, чем в частных? Как-никак, обычно они почти ничего не платят за аренду помещения. Вдобавок местные власти нередко спонсируют работу таких учреждений, поскольку, по статистике, около половины из них - убыточные. Директора аптек дают немало объяснений, но они тоже далеко не очевидные.

Во-первых, некоторые госаптеки устанавливают драконовские наценки, потому что у них очень мало покупателей. А виной тому... госплан. «В советские времена, когда действовали «нормативы расположения аптечных предприятий», аптеки открывались в глубине строящихся районов, в результате большинство оказалось далеко не в самых «хлебных» местах», - объясняет директор саратовского ГУП «Аптека № 14» Владимир Анисимов.

Во-вторых, некоторыми препаратами госаптеки вынуждены торговать в убыток. Вот и отыгрываются на других лекарствах. «Кислородная подушка стоит 136 рублей, за месяц мы отпускаем 4 таких подушки, выручая 544 рубля, а «Медтехника» с нас за обслуживание кислородного оборудования берет гораздо больше.

Кроме того, раз в два года мы должны отправлять специалиста по кислородному оборудованию на учебу для повышения квалификации», - жалуется директор нижегородского ГУП «Аптека №39» Татьяна Гуджабидзе.

Оказывается, к убыточности аптеку может привести даже... торговля наркотиками. Как рассказал, директор самарского ГУП «Аптека №156» Владимир Емельянов: «Наша аптека в год имеет 30 тысяч рублей прибыли - по сути, мы находимся на грани банкротства.

Это потому, что, например, немалая сумма каждый месяц уходит на содержание вневедомственной охраны. Мы обязаны ее держать, так как торгуем наркотическими и психотропными веществами».

Старая школа

Но понятно, что главная причина убыточности и дороговизны госаптек - это неумение работать на современный лад. Они просто не могут конкурировать с частными сетями, потому что не умеют экономить. Между тем за последние несколько лет рынок лекарств изменился до неузнаваемости.

Еще несколько лет назад на нем было от 500 до 1 тыс. препаратов, теперь - в 10 раз больше. Раньше аптеки делали заказы по телефону и доставляли медикаменты своими силами. Ныне работает система электронных заказов. В аптеках сократились складские запасы: обычно держат не более чем 2‑недельный запас медикаментов, в крупных городах лекарства в аптеки доставляют дважды в день.

Поэтому директора старой формации пребывают в растерянности: они просто не понимают, как им играть по новым правилам. Вот и предпочитают вместо того, чтобы осваивать современные технологии, ставить очень высокие наценки или торговать в убыток.

Что с этим делать? Несколько лет назад у высоких медицинских чиновников возник такой план: нужно устроить грандиозную распродажу госаптек и передать их все в частные руки. Поначалу дело вроде бы пошло: с 2000 по 2005 г. число госаптек сократилось с 70 до 40%. Но потом процесс резко затормозился, потому что все лакомые помещения были распроданы, а на убыточные покупателей не нашлось.

Вместо выкупа аптек старого образца коммерсанты предпочитают открывать аптечные киоски - их можно развернуть в проходном месте и прибыль будет гораздо выше. А уж сейчас о распродаже госаптек точно можно забыть - они стали никому не нужны, потому что из-за кризиса закрываются даже некогда прибыльные заведения. По данным «Союзфарма», с начала года в Москве закрылись 8% аптек, в регионах - 4%.

Значит, нужно искать альтернативный вариант. Самый логичный выход - объединить государственные аптеки в единую сеть. Основное преимущество - у сетевых аптек единые и чаще всего невысокие цены. Поскольку, закупая товар «сообща», аптеки получают от поставщиков скидки.

Положительный опыт уже имеется. Например, в Нижнем Новгороде объединились 44 государственные аптеки. Когда подсчитали выгоду, оказалось, что до создания сети цены в этих аптеках были в среднем на 13% выше, чем в частных предприятиях, а стали такие же. При этом оборот сети увеличился на 20%, а закупочные цены снизились на четверть.

Спрашивается, почему бы медицинским чиновникам не распространить ту же практику на другие города? Кроме того, непонятно, что им мешает уже сейчас установить на подвластной аптечной территории давно обещанные населению низкие наценки на лекарства?


ОПРОС: Должны ли российские власти регулировать цены?