Как родился российский кризис, и что из него выросло

На модерации Отложенный

В советских учебниках экономической географии школьникам объяснялось, почему в капиталистическом обществе периодически возникают кризисы. Они именовались "кризисами перепроизводства" и, по версии авторов возникали из-за наращивания производственных мощностей несбалансированных со спросом со стороны ущемляемого в правах рабочего класса. 

Нынешний кризис наглядно показал, что обвалу может подвергнуться и экономика, не производящая ничего кроме простейшего сырья и финансовых мыльных пузырей. Определяющим фактором является интеграция (а точнее полная зависимость) в мировую экономику. Стирание границ на рынках труда и капитала хорошо только в период роста. 

"Железный занавес", отлитый в СССР был, пожалуй, наиболее эффективной защитой от экономических потрясений. Более того, под прикрытием этого занавеса переживали непростые времена и компании, не имеющие прямого отношения к плановой экономике. Не сильно афишируемый факт, но в советский период, крупные (а часто и контрольные) пакеты акций финских предприятий принадлежали СССР. Стратегия бизнеса второго по величине европейского поставщика лифтового оборудования Kone, национальной нефтяной компании Teboil и многих других фирм решалась в самом большом здании на улице Татаанкату — там до сих пор находится посольство России.

Именно за счет такой "дружбы" с СССР, наличия гарантированных госзаказами рынков, финские компании сумели буквально с нуля построить одну из самых успешных в Северной Европе экономик. 

Как ни парадоксально, для российской экономики, нынешний кризис станет болезненной, но чрезвычайно полезной терапией. Исчезнут неэффективные производства, появятся конкурентоспособные товары, наконец, все (и в первую очередь недвижимость — BG) обретет свою реальную цену. При этом, наша экономика, несмотря на видимый коллапс, переживет кризис не с такими последствиями, как европейские. Во-первых, в стране есть реальные деньги — для поддержки ключевых компаний и банков не придется как в Европе и США фактически запускать печатный станок. Да, будут потрачены золотовалютные резервы, но они будут потрачены не впустую. Во-вторых, толерантность населения к финансовым невзгодам позволит избежать социальных взрывов. Жители Западной Европы могут выйти на улицу при повышении коммунальных тарифов на 7%. А для россиян очередная потеря всех сбережений — неплохой повод сходить в магазин и отметить это дело. В конце концов, не в первый раз и не в последний. Все-таки мы теперь не одиноки.

Алексей Харнас