Кто и почему желает президенту третьего срока

На модерации Отложенный Вроде бы все уже сказано, решение принято, обнародовано и подтверждено неоднократно, но из тишины родных осин и прохлады наисерьезнейших кабинетов продолжает разноситься слегка постмодернизированный мотив: "Не уходи, побудь со мною... Ну да останься же ты, Владимир Владимирович, всем же легче будет!".

Хоть и якобы общественное громогласье уже поутихло (уконститутились даже северокавказские и приморские "третьесрочные" инициативные группы), и даже главный публичный радетель переписывания Основного закона страны под одного конкретного человека, спикер Совфеда Сергей Миронов взял отступного (пообещав, как солидному и верноподданному деятелю полагается, "вернуться к вопросу после выборов"), история все не кончается. Не унимаются представители экспертного сообщества, выискивая все новые способы обосновывать необходимость продолжения правления Владимира Путина над российскими городами и весями, а главное - над воссозданной им "вертикалью власти".

Помянутые эксперты - люди по большей части действительно умные и весьма осведомленные. Уверенности большинства обычных граждан в том, что Путин и после 2 марта 2008 года останется главным российским политиком, элита на самом деле не разделяет, вся ее властная генетическая память свидетельствует, что никогда такого в истории России не было: чтобы "первый" уходил, но при этом оставался. Поэтому для этой части элиты любые эксперименты с монолитной по сравнению с 1990-ми годами властной конструкцией - от лукавого.

Недовольство по поводу решения Путина не нарушать Конституцию испытывает и оппозиция. В частных разговорах и "либералы", и "красные" каждый на свой лад делятся своими тревогами. У них на самом деле сегодня (то есть при Путине) тоже все хорошо - и с деньгами (не миллиарды, конечно, но комфортно жить можно), и с возможностью без устали обличать власть и ни за что не отвечать. В том, что новый человек в Кремле гайки может и закрутить, они почти уверены. Кроме того, если Путин останется, то на борьбе с "узурпатором" можно сделать расчудесную карьеру, в том числе в виде политического убежища в какой-нибудь более продвинутой по части комфорта стране. Да и вообще профессиональная "борьба за демократию" в постиндустриальном мире - дело доходное.


Многих (и власть имущих, и власти алчущих) объединяет уверенность в том, что единственное, что на самом деле мешает Путину пойти на третий срок, - это нежелание стать "невыездным" президентом вроде Александра Лукашенко или Ким Чен Ира. Одни в связи с этим рассуждают "шекспировски": что нам сегодня с нашей энергетической сверхдержавностью и возрождающейся армией западная Гекуба? Да наплюйте на нее, Владимир Владимирович. Другие, напротив, ужасно волнуются, что Россия выпадет из обоймы цивилизованных стран.

Тема, как говорят, есть. Но на фоне масштаба реальных проблем - мелковата.

Похоже, президент России не слишком озабочен "мнением мирового сообщества" - он ему цену знает, в искренности (или лицемерии) мог лично убедиться. Он решает сейчас гораздо более сложную задачу: да, уйти по Конституции, да, сохранить возможность влиять. Но при этом он должен быть уверен, что новый президент не пустит по ветру его достижений, новый парламент будет здравым и дееспособным, а правительство - прагматичным и быстродействующим. Вот это - важно. Важно для России.

Инструмент и структура будущего влияния Путина на политический процесс - вопрос важный, отдельный, и тут многомудрые политические скептики, которые не знают, как это бывает в реальности - уйти и остаться, правильно указывают на угрозы. Но это означает, что мы в ближайшее время увидим процесс решения этой задачи. А скорее всего, мы уже видим его - если анализировать последние кадровые назначения и отставки.

А все эти "третьесрочные" колебания внутриполитической фауны больше всего напоминают поведение школьников перед экзаменом. От страха, что не сдадут, очень хочется на все плюнуть и остаться на второй год. Только вот никакого второго года не предусмотрено. Потому что единственная гарантия выживания для власти - ее сменяемость, способность адаптироваться к ежеминутно меняющимся условиям окружающего мира и обновлять себя за счет новых, желательно лучших, людей - или, на худой конец, тех, кто поймет, как надо "расти над собой". В попытке добиться этого и заключается суть экзамена, который всем нам придется сдать.