Как мир будет спасаться за счет России

На модерации Отложенный

Вчера, на президиуме правительства РФ, вице-премьер Алексей Кудрин доложил кабинету министров об обязательствах, которые приняла на себя Россия как участник саммита G20 в Вашингтоне 15 ноября. На эту тему в теленовостях показали сюжет. Одновременно разные телеканалы сообщили следующие новости.

Автоконцерн Opel просит у канцлера Германии Ангелы Меркель денег, потому что «хозяин» General Motors (немецкий концерн входит в состав американского автогиганта. – Прим. КМ.RU) их дать не может.

МВФ просит у мира денег, потому что их не хватает на помощь всем нуждающимся странам.

Украина остановила больше половины действующих доменных печей.

Россия объявила о намерении возобновить госмонополию на производство водки – надо же чем-то наполнять бюджет в условиях такой низкой цены на нефть.

И так далее. Ни одного положительного, радостного события. Исключительно плохие вести.

Мы не случайно привели данный «срез» информационного поля. Мир зашел в тупик. Поэтому саммита «Двадцатки» в Вашингтоне ждали, как чуда. Действительно – соберутся умные мужчины и женщины, лидеры стран, производящих 90% мирового ВВП, и решат уже, наконец, как сделать, чтобы этот самый мировой ВВП продолжал производиться.

Однако 20 человек с высшим образованием и в хороших костюмах вкусно поели, выпили калифорнийского вина по $500 за бутылку (Джордж Буш «проставлялся»), попозировали, улыбаясь, перед камерами, и разъехались по домам. Ничего сверхважного, этакой волшебной пилюли от кризиса «Двадцатка» не придумала.

Об этом косвенно и сообщил Кудрин. Основным достижением России можно считать рекомендацию G20 принять в т. н. Форум финансовой стабильности (ФСС) развивающиеся страны. ФСС, созданный в 1999 году для борьбы с последствиями азиатского кризиса и экономических проблем стран бывшего СССР (в том числе – России), до сих пор представлял собой некую элитную «тусовку». Теперь в «закрытый клуб» вступит Россия, возможно, еще Китай.

Именно в рамках ФСС саммит G20 решил координировать часть деятельности по преодолению мирового кризиса. По словам господина Кудрина, до марта 2008 года G20 будут вырабатывать «глобальные» решения по «новой архитектуре» финансовых рынков мира. В течение 4 месяцев G20, МВФ и ФСС должны обсудить антикризисные действия на экспертном уровне, а страны G20 – внести некоторые изменения в национальные законодательства и определиться с тем, какие ресурсы объединенная «Двадцатка» может бросить на международную борьбу со спадом в мировой экономике.

А денег на всех желающих у МВФ явно не хватает. Пока одобрены кредиты Украине ($16,4 млрд), Венгрии ($15,7 млрд), Сербии ($518 млн).

На очереди – Исландия ($2,1 млрд), под вопросом – Белоруссия ($2 млрд; напомним, что Минск уже получил аналогичный кредит от России, однако переговоры с МВФ продолжаются), Болгария ($39 млн). Это – те страны, решение по которым либо принято, либо находится в стадии разработки. А ведь деньги просят и страны Балтии, и Пакистан, и, вероятно, Грузия, Армения…

Премьер-министр Великобритании Гордон Браун ранее заявлял, что МВФ необходимы сотни миллионов долларов. И призвал наиболее финансово устойчивые страны «подкинуть» валютному фонду «на бедность». По некоторым оценкам, необходимая МВФ сумма может достичь $150 млрд.

Накануне саммита G20 сумма составляла $250 млрд, но правительство Японии первыми предложило МВФ $100 млрд.

В свою очередь, замглавы Минфина РФ Дмитрий Панкин вчера на президиуме правительства объявил, что Россия готова одолжить МВФ около $1 млрд на экстренную поддержку национальных экономик.

Если это произойдет, Россия, несмотря на собственный национальный кризис, может впервые поменять свой статус с должника МВФ на его кредитора. Вопрос: нужно ли ей это?

Напомним, что последний раз Россия собралась брать взаймы у МВФ в июле 1999 года. Речь шла о предоставлении кредита в размере $4,5 млрд. Но в Россию поступил только первый транш – $640 млн. После этого Россия не брала в долг у фонда ни цента.

«Смена роли» в МВФ для России не снимает обязательства следовать рекомендациям международных организаций: если ранее это было условием получения кредитов, то теперь – добровольно взятым на себя обязательством, отраженным в итоговой декларации G20.

Так, в итоговом заявлении участники договорились до 31 марта 2009 года вводить более жесткие нормы раскрытия финансовой информации для компаний (сейчас компании вправе не раскрывать информацию «в отношении внебалансовых инструментов», или по своим рискованным операциям. – Прим. КМ.RU), откорректировать практику работы рейтинговых агентств, в том числе национальных, ужесточить требования к банкам в отношении структурированных кредитов и секьюритизации (продажи кредитов в обмен на ценные бумаги). Россия обязалась, наряду с остальными участниками вашингтонской встречи, стимулировать разработку новой системы оценки рисков в финансовом секторе. Большую часть этой работы придется взять на себя Банку России, Минфину и Федеральной службе по финансовым рынкам.

К слову, вчера Дмитрий Панкин подтвердил продолжение переговоров с Исландией, запрашивавшей у России стабилизационный кредит в €4 млрд, но пояснил, что РФ может ограничиться и меньшей суммой.

Н. Сергеева