Авиастроители воплощают в жизнь концепцию личного самолета

На модерации Отложенный

NASA и фонд CAFE объявили конкурс на создание самолета класса Personal Air Vehicle (PAV). Такой аппарат должен стать первым в мире транспортом индивидуального пользования, на дальних маршрутах способным заменить собой автомобиль. Предназначен он как для работы в качестве аэротакси, так и для личного пользования. Управление им должно быть легким, чтобы быть доступным любому человеку. Специалисты CAFE уверены, что повсеместное использование такого вида транспорта позволит людям добираться до самых отдаленных уголков страны в самые короткие сроки и снизит нагрузки на транспортные артерии США.

Для участия в конкурсе PAV Challenge 2007, который проходил с 4 по 12 августа, были приглашены как крупные фирмы, так и небольшие конструкторские бюро. Общий призовой фонд составляет 250 тыс. долл. Но присуждаются они частями за победу в различных номинациях. Так, 50 тыс. долл. отойдут лучшим конструкторам, разработавшим технологии обеспечения малого уровня шума от работы двигателей. Другие 50 тыс. долл. будут присуждены команде, которая представит проект самолета с лучшими эксплуатационными характеристиками. Главный же приз в размере 150 тыс. долл. достанется тому конструкторскому бюро, которое сумеет не только разработать аппарат с лучшими характеристиками, но и предоставит его в жюри для летных испытаний в готовом виде.

«Самолет PAV должен быть рассчитан на 4—5 человек, развивать скорость 250—500 км/ч, потреблять обычное автомобильное топливо и пролетать на одной заправке примерно 1200 км, — рассказывает президент фонда CAFE Брайен Сили. — Кроме того, необходимо, чтобы аппарат легко приземлялся на короткие полосы и травянистые площадки, которые можно построить вблизи с жилыми массивами. Самолет должен быть готов к полету в минимально возможное время, так, чтобы человек мог сесть в него, как в автомобиль, и полететь в любой конец страны. По нашему мнению, повсеместное использование такого вида транспорта может снизить нагрузку на транспорт­ные артерии США и сократит количество автомобилей на междугородных маршрутах. А это, в свою очередь, сэкономит 25,75 млрд л горючего в год, сжигаемого в автомобильных заторах».

Для участия в первом конкурсе PAV Challenge 2007 зарегистрировалось только три команды. Но устроители обещают, что он станет ежегодным и следующим летом количество его участников многократно увеличится. Потому что разработкой летательных аппаратов, позиционирующихся как «летающие автомобили», заняты многие небольшие фирмы, в том числе в России.

«Америка созрела для появления подобных самолетов, — рассказывает РБК daily начальник сектора малой авиации Центрального аэрогидродинамического института Андрей Дунаевский. — Для этого уже суще­ствует вся наземная инфраструктура. У них в стране порядка 18 тыс. аэродромов, 13 тыс. из которых находятся в частном пользовании и предназначены для малых самолетов. По сути, каждый более-менее крупный городок имеет свою взлетно-посадочную полосу. Авиация общественного пользования там развита как нигде в мире. И практика заказать для себя самолет не кажется чем-то из ряда вон выходящим. По­этому появление малых индивидуальных самолетов, рассчитанных на службу в аэротакси и в личном пользовании, предопределено экономическими факторами».

Пока на конкурс представляются проекты винтовых машин, но по словам организаторов, не за горами появление и аппаратов, оснащенных реактивными двигателями. «В России несколько иная ситуация, — рассказывает РБК daily главный менеджер проекта «Летающего автомобиля» «Ларк-4» Николай Бабешко. — Экономика страны и бизнес еще не готовы вкладываться в разработку принципиально новых видов техники. Уже несколько лет мы разрабатываем проект самолета «Ларк‑4», который отвечает требованиям американского конкурса. Но, к сожалению, из-за отсутствия инвестиций проект не удается довести до стадии постройки действующего прототипа. Хотя специалисты выказывают к нему интерес».

Самолет «Ларк-4» обладает одним из главных технических решений, способным совершить прорыв в сверхмалой авиации. У него сверхмаленькие крылья размахом всего 5,8 м, складывающиеся вверх после приземления. Благодаря этому он может храниться не в ангаре, а в обычном автомобильном гараже. Подъемная сила достигается за счет применения в кон­ст­рукции крыла так называемых машущих подкрылков, изобретенных в середине 1940-х инженером МАИ Александром Болдыревым. Подкрылок прогоняет воздух поверх крыла, создавая дополнительную турбулентность, из-за чего подъемная сила возрастает в четыре раза. Поэтому взлетная скорость «Ларк-4» составляет всего 40—50 км/ч, а площадка для посадки ему требуется всего 30—50 м. Единственный недостаток таких подкрылков — работают они только до 250 км/ч, за этим пределом они убираются в корпус, и машина ведет себя как обычный самолет. «Именно за таким крылом будущее», — рассказывает Николай Бабешко.

Однако и американцы не сидят на месте. Компания Eclipse Aviation заканчивает испытания самолета Eclipse 500, который должен стать в США родоначальником воздушного такси. Он также имеет сравнительно небольшой размах крыльев и рассчитан всего на четырех пассажиров. Крейсерская скорость самолета приближается к 690 км/ч, а для посадки ему достаточно полосы в 500 м (а такие имеются в большинстве малых городов США). По замыслу разработчиков, такие аппараты свяжут между собой до 10 тыс. небольших городов, куда прилететь на большом пассажирском лайнере невозможно.

«Проект Eclipse 500 имеет очень неплохие перспективы, — продолжает Александр Дунаевский. — Но при дальнейшем развитии авиации индивидуального пользования на первый план выйдет проблема обеспечения безопасности полетов. Количество летчиков резко возрастет, и осуществлять контроль за их подготовкой будет сложно. Следовательно, увеличится роль электроники в самолетах. Современная авионика позволяет практически полностью взять на себя управление самолетом. Но справиться с большим количеством личных самолетов наземные диспетчеры не смогут, и потребуется разработка автоматизированных центров управления полетами, которые в автоматическом режиме следили бы за тысячами объектов в небе. Между тем авиация развивается, и доля личных самолетов к середине века может достичь 25% от всего авиапарка».