В перспективе России предстоит выбрать между вступлением в НАТО и вступлением в Китай

На модерации Отложенный В ходе поездки в Великобританию бывший мэр Нью-Йорка и кандидат в президенты США Рудольфо Джулиани выступил за дальнейшее расширение блока НАТО. В частности, Джулиани считает, что естественным стало бы включение в Североатлантический альянс Израиля, который «готов помочь в борьбе с терроризмом», а также Японии, Австралии, Индии и Сингапура, отличающихся «хорошей властью», «военной готовностью» и «глобальной ответственностью».

Политолог Антон Суриков в связи с этим заявлением сказал:

«Джулиани на сегодня имеет наилучшие шансы стать кандидатом в президенты США от Республиканской партии. Более того, велика вероятность его победы в ноябре следующего года над Хиллари Клинтон, которая, видимо, станет кандидатом в президенты от Демократической партии. То есть, возможно, Рудольфо Джулиани - это будущий президент США.

Предложение Джулиани придать блоку НАТО глобальный характер, включив в него Израиль, Индию, Японию, Сингапур и Австралию, - это не экспромт. Я знаком с теми американскими политологами, кто участвовал в формулировании этой концепции, которая проработана весьма подробно и тщательно. Отнестись к ней, я считаю, следует весьма серьезно».

Рудольфо Джулиани также высказал мнение, что войны в Ираке и на всем Ближнем и Среднем Востоке носят глобальный характер, в силу чего для победы в борьбе с так называемым «международным терроризмом» необходимо объединиться и открыть каждому желающему государству членство в блоке НАТО.

«Я полагаю, необходимо рассмотреть вступление в организацию таких государств, как Япония, Австралия, Индия и Сингапур, более того, наверняка существует целая группа стран, которую мы также можем включить в список», - заявил Джулиани, максимально расширить зону ответственности Североатлантического альянса.

Помимо принятия в НАТО Израиля, Японии, Индии, Сингапура и Австралии, а также Хорватии, Албании, Македонии, Черногории, Украины, Грузии и Азербайджана, в американских военно-политических и политологических кругах внимательно изучают также возможность включения в блок нейтральных Финляндии и Швеции.

Инициативу Рудольфо Джулиани, возможного будущего президента США, прокомментировали члены Редакционного совета «ФОРУМа.мск»:

Владимир Филин, по телефону из Киева:

«НАТО уже сейчас выполняет глобальные функции, в частности, в Афганистане. Канцлер Германии Ангела Меркель неоднократно выступала за включение в перечень задач альянса обеспечение беспрепятственных поставок нефти из региона Персидского залива.

Концепция Рудольфо Джулиани содержит принципиально новый подход.

В свое время НАТО создавалось для противоборства с СССР, как и американо-японский договор о безопасности, и блок АНЗЮС. После распада Советского Союза и установления однополярного мира во главе с США, первоначальная цель альянса утратила смысл и в Брюсселе принялись лихорадочно искать для него новые задачи, как то «миротворческие» операции в бывшей Югославии и расширение на восток.

Для новых членов НАТО из Восточной Европы, Прибалтики и, в ближайшей перспективе, Украины и Грузии вступление в НАТО имеет прежде всего идеологический и геополитический смысл. Оно формализует принадлежность этих стран к европейской, западной цивилизации, что в Москве однако рассматривается, отчасти справедливо, как проявление антироссийских комплексов.

В то же время возможное членство в НАТО Израиля, Индии, Сингапура и Австралии никак нельзя оценивать сквозь антироссийскую призму.

У Израиля враги - это Иран, Сирия и спонсируемые ими «Хизбалла» и ХАМАС. То есть радикальные исламисты как шиитского, так и суннитского направлений.

У Индии враги - это Китай и союзный с ним и стремительно подвергающийся радикальной исламизации Пакистан. Сингапур (как и Тайвань, имеющий американские гарантии безопасности) - это альтернативный Пекину маленький проамериканский Китай.

Для Японии также существует потенциальная китайская угроза. Наконец, для Австралии ощутима как китайская демографическая экспансия, так и угроза со стороны радикальных исламистов, усиливающихся в соседней Индонезии.

Таким образом Джулиани по сути предложил трансформировать НАТО в глобальный антикитайский альянс, фактически признав, что мир идет к новой биполярности, в которой роль антагонистических полюсов уготовлена США и КНР.

При этом потенциальными союзниками Китая обозначены страны и международные структуры, черпающие свою силу из такого явления как петрономика. Или, выражаясь словами Владимира Путина, это «великие энергетические державы», прежде всего Венесуэла, Иран (лидер «шиитского полумесяца, включающего также юг Ирака, Сирию и Ливан), а также, на уровне части элитных сообществ и религиозных фондов, Саудовскую Аравию, неофициально остающуюся главным спонсором радикальных исламистских организаций суннитской направленности, в том числе «Аль-Кайды».

Другими словами возможный будущий президент США провозгласил альянс западной цивилизации с индийской, японской и альтернативной китайской цивилизациями, направленный против Китая, радикального исламизма (как суннитского, так и шиитского) и других антизападных, антиамериканских стран и течений в формирующемся сейчас новом биполярном мире.

Здесь остается определить роль и место Российской Федерации. В отличие от Украины, однозначно определившейся как часть европейской цивилизации, Россия свой стратегический выбор пока так и не сделала. По сути, в долгосрочном плане варианта всего лишь два: либо вхождение России в НАТО, либо вхождение в Китай и быстрое растворение в нем.

Те, кто полагает, что у Российской Федерации есть третий путь - остаться в стороне от схватки, занять позицию стороннего наблюдателя, глубоко заблуждаются. В конечном счете это приведет к тому, что нынешние российские пространства превратятся в арену глобального противоборства западной, китайской и исламской цивилизаций».

Руслан Саидов, по телефону из Грозного:

«На мой взгляд, главный недостаток концепции Джулиани состоит в полном непонимании им того факта, что основную тяжесть борьбы с радикальным исламизмом несут на своих плечах не США, не Израиль, не Индия и не путинская Россия, а здоровые национальные силы в самих мусульманских странах - это правящие режимы в Египте и Алжире, это военные в Турции и Узбекистане, это Рамзан Кадыров в Чечне.

Именно эти авторитарные, «недемократические» с точки зрения Запада силы как раз и есть главный объект атак и нападок со стороны радикальных исламистов.

В силу сказанного, подход Джулиани, фактически провозглашающий конфликт цивилизаций, столь же односторонний и пагубный, как и полностью обанкротившийся крайне идеологизированный подход Дика Чейни и других американских неоконов, призвавших к насильственному насаждению в странах исламского мира демократии западного образца».