Россия не идет на уступки по ПРО, а США грозят отказом от СНВ-1

На модерации Отложенный

Россия на переговорах с США по ПРО не услышала убедительных фактов, которые бы опровергали российские оценки. Об этом заявил российским журналистам глава МИД России Сергей Лавров, комментируя итоги рабочих консультаций с США по тематике противоракетной обороны.

По словам С.Лаврова, передает ИТАР-ТАСС, в целом переговоры завершились ожидаемо. Российская делегация действовала в развитие изложенных ранее президентом Владимиром Путиным предложений на саммите "восьмерки" и во время недавнего визита в США. Делегация представила американской стороне конкретные детали. Эти соображения были взяты американскими коллегами в дополнительное изучение.

"Мы понимаем, что им необходимо какое-то время. Российская сторона, - сказал Лавров, - подчеркнула необходимость совместного анализа степени реальных угроз. В свою очередь, представители с США повторили свое прежнее мнение, что планы в отношении развертывания элементов ПРО в Европе по-прежнему сохраняет актуальность. Мы не услышали каких-либо убедительных фактов, которые бы опровергали наши соображения".

Как сообщил Лавров, второй раунд рабочих консультаций на уровне заместителей глав МИД пройдет в первой половине сентябре в Москве. На начало октября запланировано министерское совещание в формате "два плюс два". По его итогам предстоит подготовить доклады президентам.

Российский министр не исключил, что до заседания российско-американской рабочей группы по тематике ПРО на уровне заместителей глав внешнеполитических ведомств с участием представителей Минобороны и разведсообществ, возможно, состоится еще одно подобное заседание.

В свою очередь администрация Джорджа Буша положительно оценивает состоявшиеся в Вашингтоне российско-американские консультации по противоракетной обороне (ПРО), которые будут продолжены, как ожидается, в сентябре в Москве. Об этом заявил журналистам в среду в Вашингтоне заместитель официального представителя госдепартамента США Том Кейси, сообщает РИА Новости.

"Между делегациями состоялся хороший предварительный обмен по вопросам, затрагивающим точки зрения сторон на угрозы, проистекающие от распространения баллистических ракет и ОМУ", - сообщил Кейси.

"Они также обсудили ряд других идей о том, как мы могли бы взаимодействовать с русскими в сотрудничестве по противоракетной обороне", - сообщил представитель госдепартамента, по словам которого в ходе состоявшихся переговоров американской стороне была, в частности, предоставлена "дополнительная информация по предложению, с которым президент Путин выступил 7 июля". При этом обсуждалось также "всеобъемлющее предложение о сотрудничестве по ПРО", с которым США выступили в апреле. "Эти переговоры будут продолжены, и мы ожидаем, что следующий раунд пройдет на достаточно высоком рабочем уровне в сентябре, вероятно в Москве", - сказал Кейси.

А тем временем военные в США оказывают давление на руководство страны с тем, чтобы не продлять с Россией Договор по ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), который истекает 5 декабря 2009 года. Командующий стратегическим командованием ВС США генерал Джеймс Картрайт на слушаниях в сенате заявил, что НАТО совместно с США должны быть готовы к "достойному отпору поведению России".

Жесткие заявления генерала Картрайта отражают озабоченность Вашингтона изменением политики Москвы, приступившей к активному претворению в жизнь своих геополитических задач.

О концепции глобального удара в США впервые заговорили в 2001 году, отмечает NEWSru.com. Она подразумевает нанесение удара по целям противника в любой точке земли не позднее чем через час после обнаружения цели. В идеале же интервал между идентификацией объекта и его уничтожением должен составлять несколько минут. По замыслу американских военных, целью "глобального удара" могут стать государства-изгои, которые подозреваются в разработке оружия массового уничтожения.

Как заявил генерал Картрайт, в настоящее время "рассматривается несколько концепций ("глобального удара"), предложенных различными родами вооруженных сил". Так, по заданию Пентагона идут активные разработки гиперзвуковой крылатой ракеты, совершенствуется орбитальная группировка военных спутников. Но ряд американских специалистов предлагает более дешевые методы. Один из них предполагает задействовать в глобальном ударе размещенные на подлодках баллистические ракеты морского базирования Trident, оснащенные неядерными боеголовками.

Вот здесь и возникает проблема: ракеты Trident являются стратегическими, они попадают под действие договора СНВ-1, значит, их число не может превышать согласованный уровень. Для целей ядерного сдерживания двух сверхдержав оговоренных договором СНВ-1 баллистических ракет вполне достаточно. Однако концепция глобального удара подразумевает оснащение подобных ракет не ядерными, а обычными боеголовками. При таких обстоятельствах для нанесения противнику урона, сопоставимого с потерей от ядерного удара, понадобится большее число ракет-носителей. Этой логикой, похоже, и руководствовался генерал Картрайт, заявляя о целесообразности отказа Вашингтона от продления срока действия договора СНВ-1.

Правда, стоит отметить, что подход главы американского стратегического командования расходится с позицией, оглашенной (во всяком случае официально) политическим руководством США. Сразу после недавней встречи президентов Владимира Путина и Джорджа Буша в штате Мэн госсекретарь США Кондолиза Райс в совместном заявлении с российским коллегой Сергеем Лавровым подтвердила намерение Вашингтона "осуществлять сокращение стратегических наступательных вооружений до минимально возможного уровня" и высказалась в пользу достижения "договоренности на период после договора СНВ-1".

Старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Владимир Евсеев указывает, что "переоборудование элементов стратегических ядерных сил в неядерные антитеррористические средства не исключает их обратного переоборудования". Он считает, что это представляет серьезную угрозу безопасности РФ, поскольку количество боеголовок у России сокращается. Хотя договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов разрешает иметь до 2200 боеголовок, реально их на вооружении российской армии остается около 1500. Это означает, считает эксперт, что у США появится потенциал для обезоруживающего ядерного удара, а с учетом создаваемой сейчас системы ПРО - возможность обезопасить себя от ответного удара.