Ревизия ядерных закромов Родины

На модерации Отложенный Американцы уже не первый год тормошат призрак «холодной войны». Им это выгодно - когда народу намекают на заокеанскую угрозу, он как-то спокойнее относится к бомбежке Белграда или вторжению в Ирак. На пропагандистский фронт призван даже... Индиана Джонс. В четвертом фильме супергерой сражается с русскими солдатами и оказывается в эпицентре ядерного взрыва. Сразу после премьеры в США провели опрос: 78 процентов опрошенных не против увеличения бюджета на военные цели. Такое вот совпаденьице...

Многие аналитики утверждают, что амбиции США вполне могут привести к новому витку ядерного противостояния. И его порубежьем станет не Берлинская стена, а линия американской ПРО в Польше и Чехии. Какие козыри есть у России на случай возможного конфликта? Об этом «Комсомолке» рассказал кандидат военных наук полковник Михаил ПОЛЕЖАЕВ.

\"

Наши «Тополя» из космоса не видны

- Михаил Александрович, американцы утверждают, что места дислокации наших шахтных ракет знают, как мать - имена своих детей. Блеф?

- Нет. Дислокацию они действительно знают: мы же обмениваемся данными. И мы знаем дислокацию их «Минитменов». Это не секрет.

- А из космоса они за нашими ракетами присматривают?

- И из космоса видят, когда погода позволяет. Но, для того чтобы «привязать» объект, видимый из космоса, рядом должен быть ориентир с абсолютно точно известными координатами. Где его возьмешь в степи или тайге? Так что знать-то они знают, но, если захотят бить прицельно по нашим шахтам высокоточным оружием, у них проблемы серьезные будут. С попаданием.

- Ну а наши мобильные «Тополя» США могут засечь? Они-то на поверхности, в случае чего легко ли их вывести из строя внезапным ударом?

- «Тополь» - это 22 метра в длину, 3,5 - в ширину и 4 - в высоту. А разведспутники США над районами базирования «Тополей» проходят 2 - 3 раза в сутки. Время наблюдения - 15 минут. У «Тополей» в последние годы улучшились средства маскировки. Причем не только против оптической и радиолокационной разведки, но и против тепловой тоже. Так что на маршруте патрулирования его еще придется поискать.

Заморские ракеты точнее наших

- Насколько изменилась точность ядерных ракет по сравнению с временами «холодной войны»?

- Американские и советские ракеты первых поколений имели невысокую точность - 1 - 3 км. Поэтому и предназначались для ударов по целым городам. Сегодняшние американские ракеты точнее наших - судя по доступным документам, конечно. Их точность порядка 100 - 200 метров. То есть появилась возможность использовать их для уничтожения высокозащищенных целей - шахтных пусковых установок. Так что сегодня ядерные ракеты стали основным оружием против ядерных ракет. Для них в США даже разработали специальные боевые блоки - проникающие. Они должны взрываться не на поверхности, а на некоторой глубине. Подобные блоки разрабатывались и в нашей стране для ракеты «Воевода», но после 1991 года все работы были прекращены.

- Почему?

- Потому что головным по разработке было КБ «Южное» в Днепропетровске. А после развала СССР все работы по этой теме были свернуты. Разрушилась кооперация предприятий-производителей. Из четырех современных типов ракет, находившихся на конец 1991 года в производстве, только один выпускался на российском предприятии - «Тополь».

С тех пор он, кстати, постоянно дорожает. В 2000 году цена такой ракеты (без боеголовки) была в районе 3 миллионов долларов. В 2005-м зашкалила за 5 миллионов. А сегодня «Тополь» стоит еще раза в два дороже. Производство-то мелкосерийное, и на цену к тому же ложатся все расходы по поддержанию кооперации производителей.

Горбачев очень выручил США

- Зачем же мы тогда за американские деньги почти 15 лет резали старые советские ракеты? Потому что из-за старости их и так на помойку надо было выбрасывать?

- Отчасти да. Но ответ не так однозначен. Еще в СССР была явная избыточность по типажу и количеству ракет. Помните песенку:

Может, мы обидели кого-то зря,
Сбросив пару лишних мегатонн,
И горит зеленым пламенем земля
Там, где был когда-то Пентагон!..

Так вот, на поддержание в боеготовом состоянии разных по конструкции и возрасту изделий нужны огромные ресурсы. Плюс на содержание кооперации производителей.

- Но ведь торговаться с такими картами на руках можно было долго?!

- К великому сожалению, этого не произошло. Все, что было создано трудом поколений, последний генсек КПСС сдал американцам разом. До сих пор расхлебываем...

- Но ведь и у янки, как известно, были похожие проблемы со стареющим «Минитменом-2»?

- Да, там распалась кооперация, и расходы на поддержание группировки выросли неимоверно! Горбачев их очень выручил, подписав договор «О сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений» (СНВ-1): они сэкономили гигантские деньги, уничтожая ракеты, которые им и так пришлось бы списать. Да еще с выгодным взаимозачетом: на каждую списанную с их стороны мы уничтожали вполне боеспособные ракеты!

Чего изволите, дядя Сэм?

- А в чем же был самый главный стратегический просчет Москвы при сокращении ракет?

- Иначе как желанием угодить американцам это не назовешь. Первой ласточкой был договор по ракетам средней и меньшей дальности. По нему мы уничтожали гораздо больше ракет, чем американцы. Но шагом, очень похожим на предательство, было то, что мы согласились уничтожить оперативно-тактический комплекс «Ока», хотя он стрелял меньше, чем на 500 км. А когда «проснулись» от этой дурости, стали по новой делать аналогичное оружие... Сделали еще лучше. Но ведь это дополнительные колоссальные расходы! Народные, кстати, деньги, пенсионеров в том числе...

А когда подписывался СНВ-2, Ельцин за одно обещание американцев снять с дежурства стратегические бомбардировщики согласился уничтожить наши ракетные поезда. Хотя это совершенно неравноценные средства поражения: железнодорожные ракетные комплексы участвуют в первом ударе, а авиация - нет. Папа-Буш только предложил уничтожить тактическое ядерное оружие, как Ельцин отдал такую команду. А американцы не спешили это делать.

Янки уничтожали хлам вместо боеголовок

- И как же Россия выпутывалась из этой ситуации?

- В то время у руководства страны не было новой ядерной доктрины. Была этакая эйфория, разговоры о приходе «новой эры взаимоотношений с НАТО» и чуть ли не «братства с США». В результате России предстояло сокращать стратегические наступательные вооружения сразу по двум договорам (СНВ-1 и СНВ-2). Если уж разоружаться, так до исподнего! Такой вот припадок миролюбия. Мы должны были взорвать 150 ракетных шахт, уничтожить все тяжелые ракеты РС-20 и РС-22 - основу наших ядерных сил сдерживания. Потери и затраты огромные. Ничего удивительного, что американцы готовы были финансировать уничтожение наших тяжелых ракет: их выигрыш по этим договорам был не двойным, а многократным!

- При этом сами американцы не ратифицировали договор по СНВ-2.

Почему?

- Просто для них нет секретов в наших ракетах. «Воеводу» разработали в Днепропетровске, там же и производили. «Сотку» сделали в Реутове, зато систему управления для нее - в Харькове. «Тополь» разработали в Москве, а систему прицеливания для него - в Киеве. Американцы знают, когда ресурс этих ракет реально исчерпается и мы будем уже без их финансирования тратить деньги на ликвидацию.

- Создается впечатление, что Штаты постоянно оставляли нас в дураках.

- А они и не старались честно выполнять свои обязательства. Например, мы с США обмениваемся данными телеметрии при испытательных пусках ракет. На своих подводных лодках они устанавливают ракеты «Трайдент». Так вот, было зафиксировано, что количество боеголовок превышает число числящихся за этой ракетой по договору. Грубо говоря, должно быть четыре срабатывания, а на пленке «щелкает» десять раз!

- Может, это единичный случай?

- Ничего подобного! Только один факт из множества. Наша инспекция по разоружению проводилась на военной базе в штате Колорадо. Небольшой группе русских инспекторов предстояло проверить сотни первых и вторых ступеней ракет «Першинг-2» в контейнерах. Само уничтожение планировалось позднее. Когда наши инспектора приехали на полигон, то потребовали вскрыть уже проверенные контейнеры. Там вместо ступени ракеты оказался всякий хлам...

- А мы как в таких случаях действовали?

- Мы уничтожали свои «Пионеры» полностью. А американцы предъявляли на ликвидацию только двигатели, с которых было снято все оборудование. То есть сжигался только корпус. Системы управления сохранялись, так что при желании восстановить свои ракеты они могут легко. Или вот другое. На заводах в Магне (помните такую марку сигарет?) и в Воткинске предусматривались постоянные инспекторские посты. Мы свой такой пост по завершении ликвидации свернули из присущей нам экономии и умотали домой. А американцы построили в Воткинске три дома и обосновались надолго. И ни одна «тополиная» ступень не миновала их рентгеновской установки. Все смотрят, все фиксируют.

Против террористов ракеты не нужны

- Почему же мы так медленно перевооружаем свои Ракетные войска на «Тополя-М» - всего по 5 - 6 штук в год? Нет денег или мощностей?

- Деньги есть. Сейчас многое упирается в технические возможности. Мы в Воткинске могли бы выпускать 50 «Тополей» в год. Но это в теории. Потому что завод выпускает еще «Искандеры», «Точки», коммерческие ракеты...

- И сколько же лет при таком положении займет перевооружение на новые «Тополя»?

- Ответить невозможно - пока нет внятной военной доктрины. Если по-прежнему нашим врагом является терроризм, то МБР нам ни к чему. Если противник - США и НАТО, тогда они нужны. По Госпрограмме развития вооружений до 2015 года для стратегических ядерных сил планируется закупить 5 - 8 атомных подлодок, 34 шахтные пусковые установки, а также 66 наземных подвижных комплексов «Тополь-М».

- А сколько вообще «Тополей» надо, чтобы заменить старые тяжелые МБР? И зачем нам все это по новой? Может, опять глупость, а?

- Производство «Тополей» с моноблочной головной частью - вынужденная мера после заключения договора СНВ-2. Но после выхода США из Договора по ПРО и фактического отказа от выполнения обязательств по СНВ-2 нет смысла уничтожать ракеты, способные нести разделяющиеся головные части, а вместо них ставить более слабые одноголовые «Тополя». Сравнение только по забрасываемому весу ядерного заряда показывает, что «Тополей» потребуется иметь примерно втрое больше.

Что касается принципиально новой ракеты, то на ее разработку надо лет 10, которых у России нет. В прошлом году испытали на половинную дальность РС-24. На доводку надо 3 - 4 года. Судя по спокойной реакции американцев, мы их ничем не удивили.

Гиперзвуковой призрак

- Но ведь уже сколько лет политики и генералы наши говорят о какой-то суперпупер-гиперзвукововой ракете. Есть ли такая секретная разработка на самом деле? И что она может?

- Думаю, что смуту в умах сеют газетчики, которым все едино: квазибаллистическая, гиперзвуковая - главное, чтоб звучало. Не о разработке ли КБ «Южное» еще 80-х годов им рассказывали? В ней использовался известный эффект - при вхождении в плотные слои атмосферы боеголовка на гиперзвуковой скорости (5 - 7 скоростей звука) может совершать непредсказуемые маневры. Такая самонаводящаяся боеголовка была испытана. И успешно. Но «волшебная» боеголовка весит около двух тонн, и никакой «Тополь» поднять ее не может. Для гиперзвуковой крылатой головной части нужна новая межконтинентальная ракета.

Обнаружить ее система ПРО сможет, а уничтожить нет: ракеты-перехватчики такую высоту проскочат. Нечто подобное уже существует у нас на флоте - крылатая ракета «Москит».

- Что, американцы до такой же штуки до сих пор не додумались?

- В США также проводятся работы по гиперзвуковым боевым блокам. Успешно испытан FASTT - он имеет примерно 2,5 метра в длину и четверть метра в диаметре. Разгоняется до пяти с половиной скоростей звука. Работает на обычном авиационном керосине.

- Какую роль, на ваш взгляд, играют сегодня наши ядерные ракеты в международной политике России?

- Ракеты вообще не должны стартовать, они должны просто быть. Когда они стартуют, задача СДЕРЖИВАНИЯ не выполнена. Поэтому и нужна система, которая не оставляет никаких сомнений в своей боевой устойчивости и надежности после любого возможного первого удара. Система должна лишать всякого смысла первый удар. А в сегодняшнем-завтрашнем варианте она может сработать на банальную провокацию третьей стороны. И некому уже будет выяснять, почему и кто первым нажал кнопку...

НАШИ КОЗЫРИ

Какие ракеты защищают Россию

  «Булава» «Синева» «Воевода»
Боевая нагрузка 1150 кг 2800 кг 8730 кг
Дальность полета 8000 км 8300 км 11 000 км
Вес 36,8 т 40,3 т 211,4 т
Точность нет данных 500 м 500 м
На вооружении 2012 г. (план) 1986 г. 1988 г.