Кастинг, переходящий в завтрак, или легко ли шагать по подиуму?

На модерации Отложенный Сегодня на каждом шагу можно купить красивый глянцевый журнал с фотографиями эффектных девушек. Да и редкие выставки или презентации обходятся без стройных красавиц, привлекающих внимание гостей.

Толпы совсем юных девчонок приезжают в Москву, чтобы стать фотомоделью. Но немногие по-настоящему задаются вопросом, насколько это оправдано. Действительно ли у представительниц данной профессии такая легкая и беззаботная жизнь?

- Скауты модельных агентств нередко и сами наведываются в различные города России и охотятся за девчонками тринадцати-четырнадцати лет, - рассказывает Алена. Сама она именно так попала в этот бизнес. Девушку нашли представители агентства в городе Тотьма, так и началась для Алены совершенно новая жизнь. Но вскоре она поняла, что моделей используют не только для съемок или показов мод.

- Больших событий, на которых агентство может заработать серьезные деньги, не так уж и много, - продолжает наша героиня. - Поэтому множество мелких агентств предоставляет девушек для эскорта. Проще говоря, они сдают девушек в аренду богатым людям для сопровождения их в поездке за границу. И там им приходится оказывать самые разнообразные услуги, вплоть до интимных. Уважающие себя агентства этим не занимаются, но таких мало. Кроме того, некоторые модели и сами ищут подобных предложений, ничего зазорного не видя в том, чтобы стать любовницей богатого человека. В конечном итоге каждый сам решает, каким местом ему зарабатывать.

- Если не брать в расчет доходы от «эскорта», на чем сегодня зарабатывают модельные агентства? Это показы одежды, разного рода съемки и реклама. При этом далеко не все из них стремятся честно выполнять свои обязательства перед девушками. Анна Мезинцева согласилась рассказать о том, с чем ей пришлось столкнуться, когда она начала карьеру фотомодели.

- Сегодня в России всего пять крупных агентств, которые дорожат своей репутацией. Про все остальные я не могу судить достоверно, но нередко бывает так, что денег за съемку или вообще не платят, или их приходится очень долго «выбивать». Средний показ в Москве сегодня стоит 100 - 120 долларов. И многие школьницы или студентки вузов соблазняются легкими, как им кажется, деньгами. Часто бывает так, что молодая девчонка приходит в агентство, там с нее берут очень большие деньги за портфолио и говорят: «Теперь иди работай!» Но на самом деле, если ты хочешь пробиться на какой-то серьезный уровень, то надо уметь этим заниматься. На огромное количество мероприятий, где требуются модели, сегодня очень высокий конкурс - 10 - 15 человек на место. А за границей - и того больше, так как туда приезжают девушки со всего мира. В противном случае модель будет лет до 27 бегать по выставкам, и потом ее карьера закончится. А что-то новое начать будет очень трудно.

Мне повезло. Я попала в Театр моды Зайцева, где многому научилась. И теперь мне бы хотелось предостеречь будущих коллег от неверных шагов. Вообще агентства теоретически существуют для того, чтобы хоть как-то защитить права фотомодели. На практике все бывает с точностью до наоборот. Часто при помощи всевозможных кастингов просто отмываются деньги, - утверждает Анна.

Выглядит это так: приходит множество девушек на кастинг, а там уже заранее ясно, кто будет участвовать в показе. Ты потратила свое время, но никто тебе не выплатит за это неустойку. А ведь агентства всегда берут предоплату с заказчика, таким образом они без денег не остаются.

Нередко многие девушки совмещают подобную работу с учебой в вузе. За день им приходится побывать в совершенно разных районах Москвы. Но работодатели не оплачивают не только поездки, связанные с учебой, но и проезд на съемки или домой. Поэтому модели вынуждены ездить на метро или оплачивать такси из своего кармана.

- Во время учебы в Московском университете, - продолжает г-жа Мезинцева, - я всегда брала с собой ватку и тоник, чтобы стереть макияж.

А еще при мне всегда была кепочка, чтобы примять пышную прическу и не выглядеть вызывающе в метро. Иногда я ловила машину, но здесь ситуация тоже непростая, ведь ни для кого не секрет, что сегодня это совсем небезопасно.

Итак, если девушка всерьез решила стать моделью, то, как видно, ее поджидает немало проблем. В чем же причина такой социальной незащищенности представительниц данной профессии? Наталья Парфенова (имя и фамилия по просьбе девушки изменены) несколько лет проработала моделью в России, а потом уехала сниматься в Европу. Она согласилась ответить на мои вопросы об особенностях этого бизнеса в нашей стране.

- Первое, о чем надо сразу сказать, так это об отсутствии у нас самого модельного бизнеса. И его еще долго не предвидится, - улыбается моя собеседница. - Потому что бизнес предполагает наличие строгой системы, все составляющие которой хорошо отлажены. А в России никто не заключает с моделью никакого трудового договора, где были бы прописаны ее права и обязанности. Свою зарплату она получает в конверте. Как следствие, что-либо доказать потом практически невозможно.

Вот типичная ситуация: девушку приглашают на кастинг. Допустим, она его не проходит и за съемку ей не платят. Но это еще полбеды. Потом ее фотографии появляются на рекламных досках или в модных журналах. Понятное дело, за них денег модель тоже не получает. Случается, что работодатель задерживает моделей до десяти - двенадцати вечера, но доплачивают за это также далеко не всегда.

- Насколько я понял, фотомодель проводит на съемках, показах или репетициях значительное количество времени. Предоставляются ли условия для того, чтобы нормально переодеться, пообедать и отдохнуть?

- Это сильно зависит от компании, на которую ты работаешь, или от агентства. Например, одной морозной зимой во время очередной «недели моды» в Москве показ проходил в шатрах. Температура там была как на улице, вдобавок через трещину в крыше на сцену периодически падал снег. И никого не волновало, что девушки на сцене демонстрировали летнюю коллекцию одежды. Часто заказчики стремятся на всем сэкономить. Один раз макияж нам накладывали не в гримерной, а в туалете, так как якобы не хватало помещений.

- Вам приходилось сниматься как в России, так и в Европе. Как вы считаете, где условия работы лучше?

- В каком-то смысле - за границей. Там идет четкое разделение моделей на профессиональные категории. И те, кто снимется для дорогих журналов и участвует в показах одежды, не работает на выставках. Российский парадокс заключается в том, что на выставках подчас можно заработать гораздо больше, чем на съемках для глянца. На Западе модели лучше платят и выполняют все обязательства перед ней. Но, во-первых, необходимо, чтобы тебя туда пригласили. Во-вторых, никто там не оплачивает твое питание и передвижение. В ряд стран не так легко получить визу на въезд. Иностранный язык выучить также не каждому дано. А главными проблемами при работе в Европе являются две вещи: очень высокий налог и скептическое отношение к русским девушкам. В Польше, Германии, других странах заказчики платят нашим моделям почти вдвое меньше, чем своим соотечественницам.

- Часто ли фотомодели оказывают еще и интимные услуги?

- Такая категория, безусловно, есть. Но не стоит думать, что все модели такие, это стереотип.

- Есть ли какие-то перспективы у девушки в дальнейшем, после того, как она перестает сниматься?

- Модельный бизнес дает неплохие связи. Их можно использовать. Я, например, по образованию режиссер. Контакты, которые я приобрела, будучи моделью, я хочу использовать в своей новой профессии.