Как помочь ребенку справиться со своими страхами?

“Не пойду в магазин, там страшно!” — постоянно отвечает на просьбу моей подруги сходить за хлебом ее восьмилетняя дочь. Аналогичная резолюция поступает на предложение покататься на лошадях или посмотреть тигров в зоопарке. Легче перечислить, чего девочка не боится: на улице ее пытаются ужалить осы или цапнуть собака, дома — “укусить” розетка или ошпарить чайник. А по ночам в окна ее комнаты непременно стучатся гуманоиды…

Психологи сходятся в одном — абсолютно бесстрашных детей не бывает. По их подсчетам, каждый второй малыш с головой зарывается в одеяло, на минуту оставшись в темноте, трясется при упоминании о всевозможной нечисти и разражается криком, заметив на стене паучка. Причем если страхи взрослых можно объяснить жизненной ситуацией, то опасения маленьких трусишек совершенно лишены логики.

Между тем страх вовсе не патология, а свойственная каждому живому существу эмоция, помогающая познавать мир. Гораздо хуже, если малыш абсолютно ничего не боится, в один голос предостерегают психологи. Такое бесстрашие может быть следствием серьезных душевных потрясений.

— В психологии даже существует понятие нормативных возрастных страхов, через которые должен пройти каждый человек, — утверждает президент Общества психоаналитических исследований Олег Калина. — Они появляются практически с рождения и проходят сами собой по достижении определенного возраста. К ним добавляются так называемые ситуативные страхи, возникающие после переживания каких-либо событий. Укусила собака — в следующий раз малыш к псине за километр не подойдет, застрял в лифте — все время будет подниматься по лестнице.

Но есть в этом “ужасном” перечне и так называемые фобии — они связаны с боязнью таких явлений, которые, по идее, не должны вызывать неприятных эмоций.

Отшельник в ползунках

— Мой семимесячный сынишка растет настоящим паникером, — недоумевает молодая мамаша на одном из родительских форумов. — Вообще-то он не плаксивый, но стоит появиться постороннему человеку, как Ваня закатывает целые истерики. Причем ладно бы он пугался усатых-бородатых мужиков, а то ведь прячется и от моей сестры, и от добрейшей соседки по лестничной площадке. Не пойму, что с ним происходит?

Психологам поставить диагноз маленькому нелюдиму не составит особого труда — скорее всего у крохи боязнь незнакомца.

— Это один из первых нормативных страхов, который возникает у детей в возрасте от семи до девяти месяцев, — объясняет Олег Калина. — Если еще несколько недель назад малыш с радостью смотрел на любых взрослых, приходящих в дом, улыбался им, то именно в этом возрасте, завидев незнакомое лицо, он начинает плакать, пытается спрятаться за маму. Дело в том, что именно к восьми месяцам у детей заканчивается развитие чувства “я” — малыш начинает понимать, что есть он, есть мама, а есть еще другие люди, ему не знакомые и не близкие. Это открытие вызывает у крохи настоящую панику.

Не стоит отправлять малыша в резервацию или, наоборот, насильно приучать к чужим объятиям — это приведет лишь к усилению истерики. Лучше сказать ребенку: это твой дядя, он пришел посмотреть на тебя. Если мама говорит это с улыбкой, то ребенок чувствует, что опасности нет, и довольно быстро осмелеет. Но даже после “примирения” оставлять новых знакомых тет-а-тет не стоит: между знакомством и дружбой не разлей вода должно пройти время.

Как приготовить зелье от монстров?

“Придет серенький волчок и укусит за бочок…” — часто напевают мамы своим чадам на сон грядущий известную колыбельную. И даже не догадываются, что совершенно безобидный для взрослых герой сказок в воображении малышей превращается в клыкастого монстра, который только и дожидается маминого ухода, чтобы утащить маленького в свою нору. Узорчатые тени на занавесках, внезапный скрип двери, голоса за окном — в возрасте 2—4 лет любой посторонний раздражитель может навести на малыша мандраж. Тем более если он находится один в темной комнате.

— Боязнь темноты абсолютно нормальна для дошкольников. Этому явлению есть множество объяснений, но одно из самых распространенных — в темноте ребенок не видит рядом мамы. Дело все в том, что мама — самый близкий малышу человек, который находится с ним на протяжении 24 часов. Но, несмотря на это, с самого рождения начинается процесс отдаления ребенка от матери. Не случайно же к 8 месяцам дети начинают практиковать игру “ку-ку”, связанную с появление и исчезновением — таким образом ребенок свыкается с мыслью, что мамы может и не быть рядом.

Самый действенный способ уберечь малыша от ночных кошмаров — как можно раньше перевести его в отдельную комнату или хотя бы отгородить ему свой уголок. Ведь если ребенок еще в “ползунковом” возрасте усвоит, что под кроватью не живут мохнатые и клыкастые монстры, то потом ему даже в голову не придет прятаться от них под одеялом. Если вашему крохе все же не удалось избежать “эпидемии” страха темноты, возьмите на вооружение известную истину “врага нужно знать в лицо” и попросить ребенка нарисовать или хотя бы описать свой страх. Потом проверьте вместе с ним все темные углы в квартире и постарайтесь убедить кроху, что никто сюда не проберется. И на всякий случай снабдите малыша защитником — отважным человеком-пауком или симпатичным львенком.

Одна мама после очередного ночного “визита” зареванного сына и вовсе решила призвать на помощь магию: набрала в пульверизатор воды, для большей убедительности подкрасила ее, сдобрила ароматическими маслами и перед сном распылила этот раствор по комнате ребенка, сказав, что это антикошмарное зелье. Ночные слезы больше не повторялись, а “волшебная” смесь до сих пор стоит в аптечке рядом со средствами от комаров. На всякий случай.

Лекарство от докторов

— Я прививок не боюсь, если надо, уколюсь! — хвастается первоклассник из стихов Михалкова, призывая всех стройными рядами отправляться в медкабинеты. Между тем почти каждый ребенок разражается настоящим водопадом слез, лишь издали заметив человека в белом халате. А что начинается с маленьким больным перед дверью стоматологического кабинета…

— Страх перед врачами вполне может иметь ситуативную природу — один раз медсестра сделала малышу больно, в следующий раз он уже не пойдет в поликлинику со спокойным сердцем, — объясняет Олег Калина. — Но иногда родители, сами того не понимая, провоцируют эту боязнь. Например, очень часто взрослые говорят: “Будешь чесать ножку, мы отведем тебя к врачу, и он ее отрежет”.

Но ребенок понимает каждое слово буквально, поэтому на прием к терапевту идет как на гильотину. В любом случае нужно постараться объяснить маленькому пациенту, что поход в поликлинику — неприятная процедура, которой нельзя избежать. Можно поставить в пример старшего братика или племянника: сказать, что, к примеру, Боря в больницу ходить не боится.

А лучше купить своему чаду “набор врача” — пусть он попробует примерить на себя белоснежный халат доктора.

Гроб на колесиках

“Мам, а ты никогда не умрешь?” — постоянно спрашивает у моей подруги ее пятилетний сынишка. Мальчик дошел до того, что среди ночи прокрадывается в ее комнату и караулит возле кровати — прислушивается, дышит ли еще его родительница?

Между тем психологи уверены, что страх смерти совершенно нормален для детишек 5—7 лет и в той или иной степени посещает каждого ребенка. Иногда малыши отказываются ложиться спать, боясь, что не смогут проснуться, иногда ставят неизлечимые диагнозы себе или свои родителям.

— Очень часто к страху смерти примешивается магический компонент. Например, ребенок начинает бояться, что его папу могут забрать инопланетяне, а единственный способ спасти отца от транспортировки на другую планету — обходить трещинки на асфальте, — комментирует ситуацию психолог.

Причем чаще всего опасения за жизнь близких появляются у больных малышей, которые большую часть времени проводят в поликлиниках и диспансерах, или в семьях, где недавно умер кто-нибудь из близких. Зачастую вопросы о смерти возникают и в семьях, где мама беременна: малыш просто не понимает, что с ней происходит, и старается объяснить “прирост” живота доступными ему способами.

Успокойте малыша — скажите, что дети, впрочем, как и взрослые, умирают редко и что врачи вместе с родителями заботятся о его здоровье.

Партизаны у доски

— Мой сын выполняет все домашние задания, по нескольку раз перечитывает главы из учебника, но, когда его спрашивают на уроке или, не дай бог, вызывают к доске, выставляет себя полным дураком: молчит как партизан или начинает мямлить какую-то чепуху, заикаться, — возмущается одна родительница. — И это после того, как всю “домашку” мы вместе с ним по нескольку раз перечитаем. Причем подобная ситуация повторяется, когда я его отправляю в киоск купить билетик на автобус или в магазин.

— Очень часто родители предъявляют к своему ребенку завышенные требования: он должен посещать 125 кружков, быть круглым отличником. Это называется перфекционизмом, — объясняет психолог. — В результате у ребенка сильно подскакивает уровень тревоги, которая буквально парализует малыша, появляется страх не справиться со всеми требованиями.

Причем не всегда родители дают понять это на словах, часто требования проявляются и на невербальном уровне. Иногда взрослые рассказывают, какими они в детстве были “спортсменками-комсомолками”, и малыш просто боится быть хуже их. Поэтому важно понимать, что ребенок не продолжение ваших амбиций. И не перегибать палку.

Часто у детей, воспитываемых требовательными родителями, появляется и еще одна проблема — боязнь самостоятельных поступков. Малыш напрочь отказывается сходить в палатку, даже если мама будет наблюдать за ним издалека, или не спит ночами перед экскурсией с классом.

— Зачастую причина такого страха — гиперопека со стороны матери. Родительницы не могут понять, что приучать малыша к самостоятельности нужно с младшего возраста. А потом семилетний ребенок может заявить, что он боится идти в школу, — поясняет Олег Калина. — Причем это не будет означать, что он каменеет при виде строгой учительницы или злого охранника. Просто он боится находиться где-либо без матери. Обычно такое происходит, когда в семье один ребенок или же малыш серьезно болел. В какой-то момент родители понимают, что его можно отпускать одного, но всей предыдущей историей не подготовили ребенка к этому шагу.

В любом случае, чего бы ни боялся ваш ребенок — инопланетян или совершенно безобидной моли, — не стоит недооценивать его страх. Словами “такой большой, а боишься разных глупостей” вы не только не поможете своему ребенку, но и посеете в его маленьком сознании первые зерна комплекса неполноценности.

Лекарство от страхов:

• Ни в коем случае нельзя подвергать трусишек “закаливанию”, запирая одних в темной комнате или заставляя ездить на лифте. При таком лечении ребенок потеряет к вам всякое доверие.

• Не следует отмахиваться от детских страхов со словами “привидений не существует”. Это для нас, взрослых, призраки живут только в фильмах ужасов, для малышей же они вполне реальные обитатели этого мира. Лучше сказать, что в детстве вы тоже боялись привидений, но за все время ни разу их не встретили и перестали опасаться.

• Ни в коем случае нельзя наказывать малышей за трусость — бояться они все равно не перестанут, но будут скрывать от вас причину своего страха, что в дальнейшем может привести к серьезным нервным срывам.

• Не стоит говорить малышу: “Не подходи к собаке — укусит”, или: “Не лазай на стул — упадешь”. Ведь он будет применять эти запреты не только к конкретной ситуации, но и ко многим другим, что повысит чувство тревоги.

• Не стоит запугивать мальца дядями-милиционерами, которые заберут его, если он будет себя плохо вести, или Бабой-ягой, которая придет, если он будет есть мало каши. Ребенок либо уличит вас во вранье и навсегда потеряет доверие, либо на полном серьезе начнет страшиться визита старухи с помелом.

• Главное — уверить ребенка в его безопасности, поэтому, если малыш боится визита инопланетян или других монстров, можно поставить у кровати телефон и сказать, что он в любой момент может вам позвонить. Также функцию сирены может выполнять свисток или любой другой издающий звуки прибор.

“Страшные” факты:

• Девочки более боязливые, чем мальчики. Из 29 страхов, перечисленных психологами, девчонки признались в десяти, а ребята смогли примерить на себя только восемь.

• Менее всего подвержены страхам мальчики в 4 года и девочки в 3 года.

• Дошкольники при опросах подтверждают наличие примерно 15 страхов, ставя на первое место страх потери родителей, войны и пожара. У школьников выявлено 12 основных боязней, среди которых лидируют страхи стихий, опоздания в школу и смерти.

• Дети боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца. Работающая и доминирующая в семье мать часто беспокойна и раздражительна в отношениях с детьми, чем и вызываются ответные реакции беспокойства.

• Малыши, которые растут в конфликтных семьях, более подвержены страхам, чем ребята из благополучных семей. Причем боятся они не только наказания, но и животных, стихий, заболеваний, заражения, смерти и ночных кошмаров.

• Наиболее подвержены страху единственные дети в семье — эпицентр родительских забот и тревог. В многодетных семьях малыши делятся беспокойствами друг с другом и быстро забывают о тревоге.

• У молодых родителей дети менее подвержены возникновению страхов. Зато дети, воспитываемые пожилыми родителями, более трусливы.


Источник: http://www.mk.ru/blogs/idmk/2008/07/14/mk-daily/362036/

0
1530
0