Миграция — проблема номер один

На модерации Отложенный

На последнем саммите стран СНГ главы государств договорились раз в год поднимать одну общую, важную для всех проблему, разрешить которую можно только вместе, на межгосударственном уровне. Первой вполне обоснованно была названа проблема миграции.

Во всем мире сегодня ежегодно переезжает из страны в страну порядка 170 миллионов человек. Из них 86 миллионов — в поисках заработков. Только на Россию приходится минимум 10 миллионов таких трудовых мигрантов, а на все Содружество более 12.

Главы государств СНГ неслучайно приняли соответствующую политическую декларацию, поручив своим правительствам в кратчайшие сроки разработать комплекс мер по регулированию и упорядочению миграционных потоков. Создается Совет руководителей миграционных служб СНГ, а в исполнительные структуры Содружества назначаются ответственные координаторы.

Общеизвестно, что в ряде стран СНГ демографическая и трудовая ситуация сложилась таким образом, что сотни тысяч их граждан регулярно выезжают работать в Россию. По данным Федеральной миграционной службы РФ, в 2007 году на учет официально встало 7,3 миллиона приезжих — вдвое больше, чем в предыдущем году.

Россия вынуждена обновлять свои подходы к трудовой миграции. С января 2007 года вступило в силу новое миграционное законодательство. Те трудовые мигранты, которые раньше пребывали у нас на полулегальном положении, получили больше возможностей становиться на учет, устраиваться на рынке труда и вообще достойно жить на территории РФ.

Часто возникают легенды, что в процессе наведения порядка в данном вопросе противостоят как бы две стороны: российское государство и приезжие из бывших советских республик. Якобы государство делает все возможное, чтобы ущемить мигрантов, осложнить их существование. Дело обстоит далеко не так.

В действительности на одной стороне находятся государство и трудовые мигранты, а на другой — недобросовестные работодатели. Пытаясь извлечь сверхприбыли, эти последние не сообщают сведений о работающих у них «на птичьих правах» мигрантах, лишают их элементарных социальных прав.

Согласно подсчетам секции ООН по народонаселению, России ближайшие 25 лет нужно ежегодно принимать по 500-600 тысяч мигрантов, чтобы справиться со своими программами развития. А в Москве подсчитали еще конкретнее: чтобы выполнить одну только среднесрочную государственную программу строительства, нам потребуется как минимум миллион приезжих специалистов.

Так что речь идет не о пользе или вреде миграции, а о грамотной адаптации приезжих. Чтобы четко поставить всех на учет, вывести этих работников из налоговой тени и предоставить им весь комплекс социальных услуг, принятых в цивилизованном обществе.

Иное дело, что сама структура приема и трудоустройства мигрантов в России пока до конца не отработана. Это стало особенно заметно после того, как право определять необходимость в мигрантах было передано непосредственно в принимающие регионы.

Здесь нужна четко выверенная работа. Например, на Балтике сейчас строится современный порт Усть-Луга. Там не хватает как минимум пяти тысяч рабочих. В 90 километрах в сторону возводятся четыре блока атомной электростанции, где требуется уже 17 тысяч людей. Но туда нельзя везти не слишком грамотных безработных из Таджикистана или Узбекистана.

Квалифицированных специалистов нужно приглашать, например, с Украины, где после Чернобыля они остались не у дел. Только не надо здесь искать каких-то этнических предпочтений. Миграционные процессы слишком важны и длительны, чтобы примешивать к ним какую бы то ни было политическую конъюнктуру. Хотя миграционные потоки и взаимоотношения государств определенным образом соотносятся.

Сейчас почти между всеми странами СНГ существует безвизовое пространство при полном их взаимном суверенитете. Это при том, что после развала СССР у России появилось пять новых границ, до конца еще не обустроенных. Думаю, это не может продолжаться бесконечно. И применительно к проблемам миграции у нас есть два пути на выбор: или создавать совместную границу по внешнему периметру СНГ, оставляя безвизовое пространство между участниками, как в Евросоюзе, или отгораживаться друг от друга по полной программе.

Создание единого таможенного пространства Белоруссии, России и Казахстана предполагает свободно перемещение рабочей силы внутри него, без всяких барьеров. А у тех государств, которые не присоединились к соглашению, конечно, возникнут соответствующие проблемы.

Сейчас Украина очень обижается на Россию за то, что та ввела для всех граждан стран СНГ обязательную регистрацию через три дня по прибытии в РФ. Считает, что с ней не посоветовались. При этом Киев ведет торг с Европой по поводу облегченного визового режима. Евросоюз, в свою очередь, требует открыть украинские границы для граждан Болгарии и Румынии. Украину это не устраивает по ряду причин. В любом случае в Киеве никому в голову не пришло посоветоваться по этому вопросу с Москвой, прежде чем открывать для румынских граждан сквозной проезд через открытую границу между Украиной и Россией. Здесь надо либо вырабатывать совместную политику, либо, к сожалению, отказываться от этого безвизового пространства.

Полагаю, 2008 год во многом станет определяющим в миграционной политике всех стран Содружества. Россия уже сделал определенные шаги навстречу трудовым мигрантам. Мы даже рассматриваем вопрос в таком аспекте, чтобы те из них, кто долгое время и на постоянной основе работает в Российской Федерации, мог перевезти сюда семью и даже принять российское гражданство.

Такая программа только начинается. Но изменения в российском законодательстве, которые способствуют легализации мигрантов, помогают создавать для них достойные условия проживания в России, защищают их права перед работодателями — все это уже работает и, несомненно, помогает улучшению отношений между странами СНГ.