Глава Минприроды нашёл врагов сочинской Олимпиады

На модерации Отложенный

Юрий Трутнев нашёл врагов Олимпиады. Глава Минприроды призвал экологов не мусорить и не лить грязь на страну.

На днях глас вопиющих экологов, предупреждавших общественность о грядущей экологической катастрофе в случае, если некоторые объекты сочинской олимпиады будут возводиться по чиновничьей прихоти (то есть, там, где удобно «Олимпстрою»), был услышан на самом высоком уровне. На совещании по вопросам соблюдения экологических требований при подготовке Олимпиады-2014 премьер-министр Владимир Путин обрушился с жёсткой критикой в адрес организаторов зимних игр, и настоятельно предложил пересмотреть размещение ряда олимпийских объектов, вызывающих особую тревогу экологов и Международного Олимпийского Комитета. Например, горную олимпийскую деревню, санно-бобслейную трассу и водозабор следует «переселить» обязательно. По словам премьера, если при их строительстве будет нарушена экологическая система, потом её уже не восстановишь ни за какие деньги.

Эксперты портала “I Love Sochi-2014” полагают, что слова национального лидера, произнесённые им явно не без подсказки функционеров МОКа, будут восприняты остальными правительственными чиновниками как руководство к безусловному исполнению. Между тем, судя по всему, для многих сотрудников путинского ведомства экологические проблемы Сочи, о которых им, после безуспешных попыток общественности, наконец-то напомнили с вершины политического Олимпа, до недавнего времени были абсолютно не понятны. Даже официальный главный «природоохранитель» страны, министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев, в ходе недавней встречи с сочинским «партхозактивом», экологами и журналистами простодушно признавался, что о многих тревогах города-курорта слышит впервые. А местных «зелёных», настойчиво педалирующих тему сочинского экологического бедствия, обвинял в очернительстве и отсутствии патриотизма. Совершенно по принципу «сам дурак».

Встречу, проходившую в общественной приёмной олимпийского комитета, г-н Трутнев начал вполне академически – с определения терминологии. «Сейчас мы говорим о правильной системе управления экологией, об организации экологического мониторинга при подготовке Сочи к Олимпиаде. При возведении спортивных объектов и инфраструктуры мы будем тщательно следить за соблюдением российского законодательства», - заявил министр собравшимся.

«На вопрос, как лично я отношусь к тому, что происходит в Сочи при подготовке к Олимпийским играм, я могу сказать совершенно точно: я за подготовку к Олимпийским играм 2014  года в Сочи», - торжественно продолжил Юрий Петрович.

И обосновал, почему: «Первое: я «за» как гражданин России, потому что считаю, что сочинская Олимпиада очень важна для международного авторитета страны. Во-вторых: в регион приходят значительные деньги, которые будут вложены не только в спортивную инфраструктуру, но и в сам Сочи, от этого и город, и местная природа только выиграют, в том числе и в экологическом отношении».

Насчет выигрыша экологи попытались возразить. Олег Царук, руководитель регионального подразделения «Российский Кавказ» Всемирного фонда дикой природы, напомнил министру экологии об одной из самых острых проблем олимпийского Сочи – решении расположить санно-бобслейную трассу на территории Грушевого хребта, а также других спортивных объектов в горах в окрестностях Красной Поляны. «Вы, наверное, знаете, что совсем недавно в Сочи была миссия ЮНЕП (UNEP), опубликовавшая заявление о том, что запланированное размещение олимпийских объектов в горной части может серьезно подорвать экологию региона и скомпрометировать все остальные экологические усилия по проведению в Сочи Олимпиады?» - поинтересовался  Царук и попросил министра прокомментировать заявление зарубежных коллег-экологов.

Комментарий свелся к разъяснениям того обстоятельства, что половина зимних видов спорта связана с горами, и только равнинными дворцами спорта не обойтись. Да, объекты горного кластера будут строиться на территории Сочинского национального парка. Но, как разъяснил министр экологии, у национальных парков есть рекреационная часть и часть заповедная. Все спортивные сооружения запланировано возвести в рекреационной части, где разрешено строительство объектов для организации отдыха людей и для спорта.

Тем не менее, Трутнев признал, что в отчете ЮНЕП содержится настойчивое предложение повторно рассмотреть возможности изменения местоположения объектов, относящихся к Грушевой поляне.

«Эта фраза там есть, - сказал Трутнев, - но я не буду заниматься вопросами привязки и размещения Олимпийских объектов. Если говорить о позиции Министерства природных ресурсов, я заявляю: в сегодняшнем размещении нарушения законодательства России нет, и угрозы природе, угрозы национальной системе особо охраняемых объектов, а также биосферному заповеднику, который относится к системе всемирного наследия природы, нет. В границах объекта ЮНЕСКО ни один объект не строится».

К слову сказать, незадолго до приятия решения о проведении в Сочи Олимпиады часть территории Кавказского биосферного заповедника, как раз та, где теперь будут строиться «объекты для спорта и отдыха», была законодательно переведена из заповедной в рекреативную. Это решение в свое время в судебном порядке оспорил бывший директор сочинского национального парка Валерий Бриних, и полгода назад даже выиграл дело в городском суде Майкопа. Однако суд более высокой инстанции пересмотрел дело и признал изменение зонирования нацпарка законным. На соблюдении такого рода законности и настаивал Юрий Трутнев, без устали повторявший в течение всей встречи, что он не собирается «участвовать в процессе размещения спортивных сооружений», а сосредоточится «исключительно на контроле за соблюдением экологического законодательства при олимпийском строительстве».

Отчаявшись найти понимание в проблеме Грушевого хребта и всех краснополянских гор, экологи попытались прояснить другой вопрос. Анатолий Кудахтин из местного экологического совета поинтересовался у министра, как будет реализовываться положение Закона РФ о госкорпорации «Олимпстрой», в котором обещано расширить особо охраняемые территории в окрестностях Сочи в качестве компенсации за то, что часть территории национального парка уходит «под Олимпиаду». Кудахтина интересовало, где будут прирезаны новые территории?

«Вы знаете, честно скажу: для меня новость эта информация о расширении особо охраняемых территорий», - признался министр природных ресурсов. И затем, чтобы не молчать, подробно разъяснил, каким образом создаются такие территории, кто может выступить инициатором их создания, и в каком случае этим землям присваивается статус федерального объекта,  а в каком – лишь регионального.

Уразумев, что на этой встрече получить у министра информацию вряд ли удастся, но можно хотя бы проинформировать высокого гостя о существующих проблемах, председатель экологического совета Сочи Валерий Остапук сообщил, что за последние годы число зеленых насаждений в городской черте города-курорта Сочи сократилось с 16 кв. метров на человека до 3 – 5 кв. метров. Из города-сада Сочи стремительно превращается в каменные джунгли.

Оказалось, что и за сохранение зеленого убранства Летней столицы России министр природных ресурсов тоже не отвечает. «Давайте делить федеральные субъекты власти и муниципальные, как они разделены по закону», - предложил Трутнев. И обрушился с критикой на местные власти за бессистемную застройку города-курорта.

«Такое ощущение: где нашлась площадка, там что-то и выросло. Это абсолютно неправильно. – заявил Юрий Петрович. - К сожалению, это распространенная в городах России практика, и в Сочи ее надо менять в первую очередь. Должен быть разработан генеральный план Сочи. Мэра Сочи на сегодняшней встрече нет, как мне сообщили, он в отпуске, хотя мог бы и выйти на один день, когда обсуждаются такие важные для города вопросы».

…От бичевания местных чиновников к проблемам экологии региона министра вернул Сурен Газарян из Экологической вахты по Северному Кавказу.

«Надеюсь, Вы знаете, что здесь побывала миссия ЮНЕСКО по оценке состояния объекта всемирного наследия «Западный Кавказ»? – поинтересовался Газарян. Трутнев кивнул, мол, знаю.

«Этой миссией были вскрыты серьезнейшие нарушения на территории этого объекта, в том числе строительство в заповедной зоне автомобильной дороги. Никакой реакции Вашего министерства до сих пор не последовало, никто из чиновников не наказан. И вообще, как Вы относитесь к той работе, которую ведут наши общественные организации по подготовке сессии ЮНЕСКО в Канаде? Вы, наверное, знаете, что мы будем жестко ставить вопрос о введении объекта всемирного наследия «Западный Кавказ» в список «Всемирного наследия в опасности»?» – спросил министра-эколога общественник-эколог.

И министр ответил: «Действительно, миссия ЮНЕСКО с помощью спутниковых наблюдений установила факт строительства дороги в границах объекта всемирного природного наследия на территории республики Адыгеи. Жаль, конечно, что наши коллеги это увидели раньше, чем мы. Строительство дороги остановлено в тот же день и продолжаться не будет. Руководитель нашего территориального органа по Адыгее с того же дня отстранен с занимаемой должности, сейчас в его отношении ведется служебная проверка, по ее результатам я буду принимать решение о наказании или увольнении данного сотрудника.

Что касается работы общественных организаций по поводу признания заповедника «Западный Кавказ» «Всемирным наследием под угрозой», скажу честно: я не понимаю эту работу. Вот не понимаю, и все. Мне кажется, что постановка вопроса в этой части – бессмысленна. Мне кажется, что никакого реального воздействия на ситуацию таким образом оказать нельзя. А вот воздействовать на имидж страны, в которой мы с вами живем, можно. Потому что, когда мы с вами раскачиваем ситуацию и говорим, а давайте признаем, что-то в стране делается неправильно, мы действительно вредим имиджу страны и экономике.»

Выяснилось также, что в Минприроды проморгали еще одно вредное для экологии, но полезное экономике хозяйственное деяние. Наталья Шефер, директор муниципального учреждения «Комитет по природопользованию и охране окружающей среды г. Сочи» попросила г-на Трутнева объяснить, каким образом в этом году, в течение нескольких месяцев на глазах у всего города производился «совершенно хищнический выбор песчано-гравийной смеси из рек Мзымта, Сочи, Хоста, Мацеста. Работала тяжелая техника, экскаваторы, самосвалы. В общей сложности из русел рек были вывезены сотни тысяч кубометров гравия, работы производились в том числе и в нерестовый период.»

Очень кстати среди собравшихся оказался руководитель краснодарского подразделения Росприроднадзора, которому министр и переадресовал вопрос, а потом публично попенял подчиненному за нерадивость и нерасторопность. Из контекста общения г-на Трутнева с кубанским подчиненным собравшиеся выяснили, что о масштабных работах в руслах сочинских рек в министерстве узнали из сообщений жителей города Сочи, и каким-то чудесным образом в течение нескольких месяцев Москва и Краснодар разбирались с тем, что же в Сочи, собственно, происходит. Разобрались, лишь когда работы были закончены и русла рек дочиста выскоблены от гальки, которую, по замыслу Создателя, следует не самосвалами вывозить, а мощными паводковыми водами выносить в море, чтобы из нее образовывался галечный вал, защищающий морское побережье от штормов и разрушений.

В конце встречи министр экологии, а заодно и все собравшиеся узнали о совсем уж удивительном явлении. Диана Павловна Лысак, директор сочинского центра метеорологии и мониторинга окружающей среды, десятилетиями рассказывающая сочинцам о погоде, сердечно поблагодарила министра за включение метеослужбы в состав Минприроды, и выразила надежду, что Юрий Павлович поможет вот с какой бедой. Оказывается, пустые пластиковые бутылки, целлофановые пакеты и прочий целлулоидный мусор, вымываемый горными реками в море, не тонет и не растворяется в сероводородных глубинах, а сбивается в огромные плавучие острова из прессованного мусора шириной до километра и длиной до 10 километров, которые дрейфуют вдоль побережья и время от времени выбрасываются на пляжи в районе Джубги и Геленджикской бухты.  А также оседают на мелководье на дно, где разлагаются, напрочь отравляя прибрежную флору и фауну. Помощи у министра Диана Павловна попросила в виде судна-мусоросборщика.

Также она сообщила, что показатели состояния атмосферы на предмет вредных загрязнений ухудшаются в Сочи год от года, но данные есть только по Центральному и Хостинскому районам, где с советских времен установлены соответствующие приборы. Ни в Адлере, ни тем более на Красной поляне, местах будущих олимпийских ристалищ, никто атмосферу не анализирует ввиду отсутствия на то технических средств. То есть, определить степень загрязнения воздуха, которым будут дышать спортсмены-олимпийцы, пока можно лишь путем вдыхания этого воздуха в легкие проверяющих, например, членов комиссий Международного Олимпийского комитета, или министров из Москвы, с анализом последующей реакции организма. Но для этого проверяющим нужно, как минимум, покинуть кондиционированный спецтранспорт, на котором они по Сочи передвигаются, и из окон которого и составляют представление о том, что в городе происходит.

Насчет судна-мусоросборщика министр, признавшийся, что и об этой проблеме слышит впервые, обещал подумать, по поводу анализаторов воздуха вообще отмолчался, а вот теме пластикового мусора посвятил развернутый комментарий.

«Проблему мусора мы с вами можем решить тем, что не будем мусорить, - сообщил Трутнев собравшимся. – Вот, например, экологическая вахта по Северному Кавказу, вместо того, чтобы в Канаде на страну свою грязь лить, встала бы на вахту на берегу Мзымты и очистила бы берега от мусора, пользы было бы намного больше». За такую подвижническую деятельность министр даже пообещал «вахтеров» наградить.

На пресс-конференции по итогам общения с экологами, местные журналисты поинтересовались у министра, читает ли он публикации в прессе по профильной тематике, ведь и о строительстве злополучной дороги на Лунную поляну, и о заборе гравия из русел сочинских рек, и о других проблемах, о которых министр, как он сам признался, узнавал чуть ли не последним, было писано-переписано и в местной, и в центральной прессе, не говоря уже об Интернете.

«У меня нет времени читать газеты и тем более, следить за Интернетом, - ответил Юрий Трутнев, строго глядя на пишущую братию. – Я читаю только те подборки информации, которые мне готовят мои помощники. Что мне кладут на стол, то и читаю».

Что ж, экологам, болеющим за чистоту города-курорта, остаётся уповать только на то, что не читающий газет и не сидящий в Сети министр как минимум прислушается к словам своего непосредственного начальника, В. В. Путина.