Должны ли дети знать правду о блокаде?

На модерации Отложенный

В одной из столичных школ случился скандал. На уроке «Блокада Ленинграда» 4-му классу показали видеоряд, и родители побежали по комиссиям. Нельзя детям ломать психику! Дошло до отстранения учителей.

Однозначного рецепта педагогика не знает. Это не столько наука, сколько искусство. Любое действие зависит от чувства меры и деликатности педагога, от возраста ребенка. Но что-то мне подсказывает, что в данном случае родители оберегают детишек, как нежные гиацинты, и ничего страшнее, чем мультик Angry Birds им смотреть не разрешают. Уверен, оранжерейное воспитание неизмеримо опаснее, чем правда о жизни.

Порой мне кажется, что, сдувая с любимого чада пыльцу, мы недооцениваем наших детей. Моя любимая учительница Мариэтта Алексеевна Бова – ребенок блокадного Ленинграда. Ей много лет, но ее часто приглашают в школы. В январе она рассказывала первоклашкам о блокаде. После урока весь класс пошел в буфет и принес старой учительнице свои завтраки, чтобы она больше не голодала. Впрочем, есть такие родители, что и в этом случае настрочили бы жалобу, что, дескать, любимое дитё объедают.

Моего отца в 10 лет вывезли по льду Ладожского озера из Ленинграда. В квартире умерли все соседи, семью спас врачебный паек матери. В коридоре отец видел, как крысы объедали лицо соседа, который чинил ему игрушки. А мама запрещала отцу выходить на улицу с 4-летней сестренкой, потому что она была пухленькой. Отец не торопился делиться воспоминаниями. Дождался, когда мне тоже исполнится 10 лет, свозил в квартиру на Литейном проспекте.

Я благодарен отцу за эти уроки.

Если уж говорить об ужасах войны, то еще страшнее было на Кубани, куда отвезли блокадных детей, чтобы они поправили здоровье. На Кубань сразу пришли немцы. У одних семей отцы были коммунистами, у других – евреями. Тоже молчать, чтобы не нарушить безоблачный взгляд?

Не думаю, что рассказы о жестокости автоматически делают ребенка жестоким. Важно, от кого ты получаешь урок. Травмирует душу не правда, а ложь. Конечно, не надо вываливать все подробности. По моему опыту, ребенок понимает, когда ему уважительно, но твердо говорят, что пока это знать рано. В этом случае ребенок знает, что его время придет.

Я совершенно уверен, что родители должны говорить со своими детьми. Нет ничего важнее общения. Именно из-за дефицита общения возникает страх, что дети чего-то недопоймут. По данным ВЦИОМ, 37 % родителей уделяют детям 6 часов в день. 27 % отводят ребенку в день два часа.

Отсюда новое понятие – «экранные дети». Раньше детей воспитывала семья, потом школа и улица. Теперь гулять опасно. Главный собеседник – телевизор. И этот собеседник, который безраздельно захватывает внимание ребенка, неизмеримо опаснее любого школьного рассказа об ужасах войны.

История с жалобами на рассказ о блокадном Ленинграде напомнила другую недавнюю, тоже школьную историю, когда с памятной фотографии класса родители потребовали удалить девочку-инвалида. Безоблачное детство – это чаще всего бессердечие.