Десять заповедей: сложный выбор

На модерации Отложенный

Недавно в ЖЖ было обсуждение — какие бы 10 заповедей вы выдали бы Моисею, окажись вы в нужное время и место на горе Синай. Комментаторы отвечали в том духе, что ровно эти 10 заповедей и оставили бы. С той поправкой, что для вонна-би-атеистов первые три заповеди не очень актуальны, поэтому они оставили бы только последние семь.

Дескать, «не воруй» и «не убий» — это вечные, общечеловеческие ценности…

Однако давайте заглянем в прошлое на несколько десятилетий. Советские солдаты, победившие гитлеровские полчища — как вы полагаете — нарушали заповедь «не убий»? Или, может быть, они обращали фашистов в бегство крестами и крестным знамением?

А советские разведчики — как полагаете — воровали секретные документы и немецких офицеров? Или, возможно, советские разведчики делали всё открыто, не снимая будёновки и парашюта, чтобы соблюсти заповедь «не укради»?

Вообще, давайте посмотрим на наше с вами всё. На Александра Сергеевича Пушкина. Какие заповеди он соблюдал? Посмотрим по порядку.

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

Цитирую Пушкина:

«Могущий бог садов — паду перед тобой,
Приап, ты, коему всё жертвует в природе,
Твой лик уродливый поставил я с мольбой
В моём смиренном огороде,
Не с тем чтоб удалял ты своенравных коз
И птичек от плодов и нежных и незрелых,
Тебя украсил я венком из диких роз
При пляске поселян веселых».

Первая заповедь нарушена. Пушкин назвал Б-гом Приапа.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Снова цитирую Пушкина:

«Я люблю вечерний пир,
Где веселье председатель,
А свобода, мой кумир,
За столом законодатель,
Где до утра слово пей!
Заглушает крики песен,
Где просторен круг гостей,
А кружок бутылок тесен».

Опять нарушение. Пропаганда алкоголизма, сотворение кумира из свободы.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Здесь, увы, мне предъявить Пушкину нечего. Хотя, возможно, опытные пушкинисты и обнаружат за ним этот грешок.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осёл твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

Цитирую отсюда (ссылка):

«В течение нескольких дней Пушкин переводит сразу две баллады: украинскую — „Засада“, приписывая к ее заглавию „Подражание Мицкевичу“, а в субботу, 28 октября, заканчивает перевод литовской баллады „Три Будрыса“».

Суббота не соблюдена, фиксируем нарушение.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

Цитирую (отсюда):

«В 1823г. Александра Сергеевича переводят на службу генералу-губернатору графу М. С. Воронцову, постоянные конфликты с которым привели к тому, что в 1824г., в июле, Пушкина сослали в имение Михайловское Псковской губернии, а его отцу поручили надзор над своим сыном.

Такое положение дел Пушкин смог терпеть до сентября 1824г., а потом состоялась сcора с отцом. Несмотря на происшедший конфликт, Александр Пушкин продолжает писать, появляются такие произведения как: "К морю", "Разговор книгопродавца с поэтом", поэма "Цыганы", дописуется 3-я, придумана 4-я и начата 5-я главы "Евгения Онегина", начинается сочинение трагедии "Борис Годунов"».

Поссорился с отцом. Грех.

6. Не убивай.

Пушкин был известным дуэлянтом. Правда, за свои два десятка дуэлей лично он никого не убил, но неумение стрелять никак не может его оправдать. Во-первых, Дантеса Пушкин всё же ранил, следовательно, он его убить явно пытался. Во-вторых, по заказу Пушкина Толстым был убит какой-то офицер (пруфлинк). И, главное, Пушкин заставил совершить грех убийства Дантеса. А это, пожалуй, ещё более серьёзное нарушение, чем если бы он убил кого-нибудь сам.

7. Не прелюбодействуй.

Тут всё понятно. Любвеобильный арап Пушкин нарушал седьмую заповедь направо и налево.

8. Не кради.

С заповедью «Не кради», увы, я ничего Пушкину предъявить не могу. Кроме одно мутного эпизода. Цитирую вот отсюда (ссылка):

«Играл Александр Сергеевич много и очень азартно. Случалось, в качестве ставок в дело шли главы из "Евгения Онегина". Это было в Москве. Пушкин, как известно, любил играть в карты, преимущественно в штосс. Играя однажды с А.М.Загряжским, Пушкин проиграл все бывшие у него деньги. Он предложил, в виде ставки, только что оконченную им пятую главу "Онегина". Ставка была принята, так как рукопись эта представляла собою тоже деньги, и очень большие (Пушкин получал по 25 руб. асс. за строку), – и Пушкин проиграл. Следующей ставкой была пара пистолетов, но здесь счастье перешло на сторону поэта: он отыграл и пистолеты, и рукопись, и ещё выиграл тысячи полторы...

Существует предположение, что путешествие в Арзрум было целиком запланировано и подготовлено шулерами, а Пушкину отводилась роль "свадебного генерала", своего рода приманки, на которую можно было приглашать цвет местного дворянства (с тем, чтобы вовлечь в игру и обыграть)».

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Здесь Пушкин виновен однозначно. Пушкин оклеветал Сальери, заявив, будто тот отравил Моцарта. Кстати, насколько мне известно, уже в наши времена музыковеды устроили специальный суд над Сальери и оправдали его.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Завидовал ли кому-нибудь Пушкин? Однозначно. Чтобы далеко не ходить за примерами, цитирую вот отсюда (ссылка):

«Дело в том, что это и было воссоединение Украины с Россией. Вплоть до Эмского указа XIX века украинцев в составе Российской империи никто не унижал. Вы не найдете документов, которые каким-то образом ограничивали бы малороссов в правах. Министром иностранных дел Екатерины II было Безбородько. Например, Пушкин завидовал Безбородько и говорил, что его собственный предок „в князья не прыгал из хохлов“… Хохлам завидовали в Петербурге, хохлы были в очень большой цене. Ближайшим другом Николая I был фельдмаршал Паскевич. Он брал Варшаву, завоевывал Закавказье, это был один из самых удачливых российских генералов, который при этом не забывал украинский язык, разговаривал по-украински…»

Подведу итог. Восемь из десяти заповедей Пушкин нарушал, ещё по двум заповедям его вина не доказана. Вместе с тем, мы считаем, что Пушкин — наше всё, а десять заповедей — вечные ценности.

Я считаю, коллеги, что пора таки определиться. Кто нам важнее — ветхозаветные заповеди или таки Пушкин? Одновременно молиться и на то и на другое, боюсь, не получится.