Как европецам обращаться с Россией или «польская памятка» по ведению переговоров…

На модерации Отложенный В каком направлении будет развиваться европейская политика России? Используя слова Марка Твена, можно сказать "Предсказывать что-либо крайне тяжело, особенно когда это касается будущего".

Столь же тяжело и предсказывать что-нибудь в пока что хаотической политике Евросоюза по отношении к России. Некоторые государства члены ЕС держат в заложниках другие. Решительно пришло время, чтобы правительства поняли, что среднесрочным и долгосрочным интересам лучше всего послужит последовательность, чем двойственность.

Три правила для Европы


Такой подход бы мог быть выгоден и Москве. Некоторые наши самые важные проблемы, в конце концов, касающиеся и российских политиков. Возьмем, к примеру, демографию – до 2030 года население в России уменьшится на 20 процентов, причем начинающемуся снижению населения подвержены и некоторые государства в ЕС. Поэтому мы решаем аналогичную проблему – пытаемся сохранить конкурентоспособность в то время когда экономический темп задают Китай и Индия.

Существуют одновременно с тем и экономические проблемы. ЕС является одним из важнейших инвесторов в России – из всего объема иностранных инвестиций ее доля составляет 80 процентов – в то время как Россия третий по значительности торговый партнер ЕС. Имеются и общие с Россией интересы в обеспечении безопасности. Россия остается ключевым геополитическим игроком – ее конструктивная позиция необходима в ряде областей, от Афганистана до распространения оружия и пиратства.

И, конечно же, здесь и больной и противоречивый энергетический вопрос. Россия является самым значительным поставщиком в ЕС не только природного газа и нефти, но и угля и урана. Колебания цен, безопасность поставок и экологические аспекты, это все проблемы сегодняшнего дня. Также и сама Россия ранима и будет нуждаться в иностранном капитале и новых технологиях (know-how), чтобы смогла разрабатывать новые газовые месторождения и оживить свою разваливающуюся инфраструктуру.

В столь непредсказуемой среде необходимо чтобы Россия и Евросоюз стали надежными партнерами. В этих целях Брюссель должен, прежде всего, попытаться говорить единым голосом. Затраты и выгоды связанные с этим, к сожалению не распределяются равномерно.
В областях, таких как энергетика и военное сотрудничество, переговоры некоторые члены Евросоюза ведут себя односторонне, притом, что в иных областях они же могут стать жертвами других государств ЕС.

Если ЕС желает говорить с Россией одним голосом, то он должен придерживаться трех базовых правил.

Во-первых, он должен искать всеобъемлющий фундамент сотрудничества с Россией, в рамках которого все попытаются найти совместный перечень интересов. Поэтому необходимо придерживаться соглашения о делегировании прав Европейской комиссии на переговоры о новом Договоре о партнерстве и сотрудничестве с Россией.

Во-вторых, отношения с Россией не имеют права развиваться в ущерб остальным партнерам ЕС. Москва не имеет права получать преференции в ущерб Украины и Молдавии. Третьи страны не являются ни чьей "привилегированной сферой интересов". Евросоюз должен придерживаться своих принципов и существующих норм.

И наконец, в-третьих, необходимо адресовать России ясное послание, чего мы действительно хотим. Ставкой являются правила, которыми будут определяться наши отношения с Москвой. Если мы начнем колебаться, то это скажется на последствиях.

Чтобы рука действительно помогала

Евросоюз долго надеялся, что Россия начнет проводить реформы. В ответ на них Брюссель бы подал Москве оказывающую помощь "кредитную руку". Политическая воля к сотрудничеству, к сожалению, видится весьма ограниченной. Нельзя исключить, что реформы будут выборочными, причем европейская помощь будет приниматься исключительно без каких-либо условий. К подобному развитию событий мы должны быть подготовлены также хорошо, как и первому варианту развития событий.

От отношений между Евросоюзом и Москвой могут выиграть обе стороны. В наших интересах, чтобы Россия богатела и дальше добывала газ и нефть. В интересах Европы поддерживать модернизацию России. Нам надо, однако, помнить, что отношения между Россией и Европой зависят от позитивных перемен внутри России. После слов должны приходить дела, и мы должны на них реагировать – доброй волей соответствующей каждому позитивному шагу.

Radoslaw Sikorski - Автор является министром иностранных дел Польши (c) The New York Times Syndicate 2010