Беломорье, острова: Соловки и Кузова

На модерации Отложенный

В прошлом августе я тоже стремился на Север, где небо, как нередко на Беломорье, светилось всеми цветовыми оттенками.

Невысокие каменные лабиринты (по-местному «вавилоны») обнаружены на всех островах Соловецкого архипелага. Их сохранилось более тридцати. На Большом Соловецком я прошел пару лабиринтов-новоделов по эскизам одного соловецкого археолога, кажется, Краснова. А на Большом Заяцком острове успешно прошел три древних лабиринта.

Лабиринт на Большом Заяцком острове в Белом море

Лабиринты — дорожки, выполненные из камней величиною с голову или меньше. Попав в центр,  не сразу можно выбраться оттуда, если не пересекать границы. На катере, что под андреевским флагом шел к Большому Заяцкому острову — то есть к месту, где флаг был придуман царем Петром, я познакомился с женщиной, у которой с лабиринтами Большого Заяцкого были связаны фрагментарные, но очень яркие детские воспоминания. Она содержалась в детском доме Архангельской области. Детей там эксплуатировали, заставляя на ловле семги держать сети, находясь по грудь в холодной воде. Дети подняли бунт, и некоторые из детдомовцев бежали в Белое море на плоту. Обычно такие плавания должны кончаться смертью. Но благодаря промыслу Божьему невинные дитяти в конце концов причалили к Большому Заяцкому острову.

Моя знакомая с морским именем Марина просидела в одном из лабиринтов этого острова 16 часов, пытаясь честно, не жухая, выйти назад. В процессе пописала там и немного поспала. И в конце концов у нее получилось отыскать выход. Далее их нашла-таки милиция. А после сидения в лабиринте у Марины открылись способности к рисованию. Лабиринты обнаружены на Большом Соловецком, в районе Кислой губы, на Анзерском — у его восточной оконечности, вблизи мыса Калгуев, и на Большом Заяцком. А в Поморье за пределами Соловков: в устьях рек Верзуги, Кеми, Поноя, у с. Умбы и у поселка Кереть.

Встречаются такие лабиринты и по всему миру (описание зарубежных лабиринтов наиболее полно представлено на русском языке в книге Германна Керна «Лабиринты мира»). На Кольском полуострове все широко известные лабиринты переложены новыми камнями. То есть памятники отчасти загублены. 

В середине лабиринта часто бывает сооружение из камней. Александр Брюсов, археолог и брат поэта-символиста Валерия Брюсова, насвинячил в одном лабиринте Большого Заяцкого. Он раскопал каменное сооружение в центре, ни фига не нашел внутри, а вынутые камни бросил у входа в лабиринт, где они так и лежат. Ученые выдвинули, как водится, гроздь гипотез, объясняющие назначение лабиринтов. Все бредовые. Но в отличие от Тунгусского дива, где ложные гипотезы их авторам так нравятся, что они не желают с ними расставаться, в случае поморских лабиринтов гипотезы выглядят недостоверными даже в глазах их авторов. Поэтому случилось беспрецедентное на моей памяти событие — ученые решили больше ничего не трогать до тех пор, пока не появятся новые идеи по поводу смысла лабиринтов или новые методы исследований. Знаете ли вы другой случай, когда ученые отказались разобрать на части, сломать, раскурочить что-то неведомое, чтобы узнать, как оно работало, пока было цельным? А тут получилось именно так — все лабиринты, уцелевшие после лагерного периода Соловков, целы-целехоньки и густо поросли брусникой.

Лабиринты на Большом Заяцком острове

А судьба подлинной теории будет не легкой. Ведь единственное, что ясно сейчас — это то, что лабиринты использовались для очистительных ритуалов и в качестве календаря. А разгадать смыслы ритуалов обычно никогда не удавалось в рамках научной парадигмы. Ведь она ничего не хочет знать о сакральных пространствах, техниках погружений в нижние миры, работе с индивидуальным временем…

На Кузовах главные достопримечательности — не лабиринты, а другие каменные памятники. Они были открыты (в научном понимании этого слова) и исследованы экспедицией Карельского историко-краеведческого музея под руководством И.М.Мулло в 60-е годы. С тех пор архипелаг знаменит древними стоянками, культовыми комплексами, а также обилием священных камней — сейдов. Суммарно здесь обнаружено около 800 разнообразных сложений из камня. На Немецком Кузове, который я посетил, их насчитывается около 300. А я успел увидеть менее двух десятков — галопом по северным европам.

Сейд может быть обычным камнем, но поставленным таким образом, что он отмечает дорогу. Так что увидеть его человеку в тундре было крайне желанно. Еще популярны плоские камни, на которые так и тянет присесть. Остальные виды сейдов можно разделить на четыре группы.

Первая – это огромные валуны, поставленные человеком (а порой проходившим ледником) на так называемые «ножки» - мелкие камни. Выглядят эффектно.

Вторая — сейды-идолы в виде грубого скульптурного бюста человека. Это валуны, напоминающие по форме и размерам верхнюю часть человеческого туловища, на которых иногда лежат камни, имеющие форму головы. Вроде бы я видел такой сейд в бинокль на одном из безымянных Кузовских островов.

Третья — зооморфные сейды — «крокодилы, бегемоты…». Причем крокодилы представлены в ассортименте, а каменного бегемота я одного видел.

Сейд Беломорья. Крокодил

Четвертая, наиболее многочисленная группа — среднего размера валуны, на которых установлены несколько камней поменьше.

сейд на острове Немецкий Кузов

Сейд на острове Немецкий Кузов примерно в метр высотой. Нижний камень, судя по мхам, положен пару тысячелетий назад, верхние камни — новодел, стилизация того, как это обычно выглядело.

Подобная вертикальная конструкция из большого множества камней вроде бы называется гурией. Их много попадается на фотографиях с Сейдозера.

На Русском Кузове святилище расположено на вершине гранитной горы, называемой Лысой. На ее склонах находится более 350 сейдов, примерно таких же, как и на Немецком Кузове. Единственным отличием святилища на Лысой горе является присутствие там «каменных баб» - сейдов-идолов, получивших свое название по сходству с половецкими каменными бабами степей Евразии.

Вообще открытие саамских святилищ на Немецком и Русском Кузовах имело важное значение: впервые культовые памятники древних саамов были обнаружены в районах, где саамы уже давно не проживали. А это значит, что обнаруженные святилища относятся к глубокой древности, а не являются этнографическими объектами.

kuzova70

Вид на остров Русский Кузов с Немецкого Кузова.

Наивысшие точки архипелага: Немецкий Кузов — 134 м и Русский Кузов — 123 м. Это самые высокие отметки на всем Карельском Беломорье. Вот так выглядел с высоты 130 метров катер, который привез нас на Кузова. Уникальный культовый комплекс обнаружен и на вершине острова Олешин Кузов. Здесь расположены 2 лабиринта и 8 дольменов. 

Одна из функций Сейда - обозначение сакрального места в магической практике.

В скандинавских сагах слово «сейд» иногда используется не только для описания сакрального действа, а как обозначения конкретного места исполнения обряда. Местом проведения могли быть мегалитические комплексы (камни Сейда) или языческие храмы, как, например Сейдхолл, то есть «Зал Сейда». Иногда местом обряда Сейда служили и просто вершины сопок или даже палуба корабля, жилой дом или поле битвы. Тем не менее, термин Сейд и в таком контексте вполне уместен. Этимологию слова Ceйд (seidr) исследователи Арктики чаще связывают со словом Сиддхи (siddhi), что переводится с древнеисландского языка, как «магические возможности». Если рассматривать термин Сейд, как магическую практику, о которой ниже пойдет речь, то употребляется слово Ceйд (Seidh - от древнеисландского seidhr). Термин происходит от слова, означающего «речь» или «пение».

Мегалитические сооружения Арктики и сами Камни Сейда это, безусловно, реликтовая протоарктическая неизвестная культура, а не поздняя финно-угорская имитация или попытки воспроизведения скандинавами, финнами, саамами и кельтами наследия древней Арктиды.

В Непале, исследователи Тибета, занятые поисками Шамбалы в окрестностях священной для последователей учения «Бон-по» горы Кайласа, с удивлением встречают мегалитические алтари из базальтовых валунов, конструктивно аналогичные дольменам Мурмана. И называются они Сийта.

Богатое материальное наследие в виде храм и городов, замков и крепостей, пирамид и гидротехнических сооружений, небоскребов и автострад сформировало в сознании современного человека стойкий стереотип. Считается, что если в государстве нет крупных городов, то такие образования не серьезны, их не стоит брать во внимание другим, более «цивилизованным городским народам».

Но, тем не менее, другие цивилизации, условно относящиеся к «негородским», оставили нам огромное количество материальных памятников своей древней истории. Практически повсюду на планете, современных исследователей ставят в тупик и непостижимо огромные каменные конструкции, именуемые Мегалитами. Мегалиты, огромные сложные сооружения и системы конструкций из обработанных и необработанных камней, в отличие от городских цивилизаций, распространены практически всюду. Они есть и в Африке на Ливийских плато Мессак и Мурзук в Сахаре, на Корейском полуострове и пустыне Гоби, на островах Океании и в районах северной Европы, в Северной и Южной Америке и тундрах Арктики.

Даже современные технические достижения не позволяют соорудить аналогичные мегалитические комплексы, отвечающие всем характеристикам и параметрам творений древних.

Но самое удивительное свойство мегалитических комплексов, даже не их технология изготовления, не их огромные размеры и колоссальная древность. Удивительной является яростное противодействие и стойкая нелюбовь к ним со стороны «официальных» историков. Особенно со стороны «маститых» краеведов и именитых специалистов по определенной тематике. Причем, такая их агрессивность и пренебрежения к иной точке зрения вполне объяснима.

При работе с источниками информации, можно просто не замечать или гордо игнорировать письменные, устные или графические свидетельства существования иных культур и цивилизаций. Эти «неудобные», не укладывающиеся в сложившиеся рамки стереотипов материалы, доступны лишь немногим специалистам - исследователям в этой области. Широкой публике они, как правило, практически неизвестны, кроме выжимок содержащихся в официальных учебниках истории или популярных краеведческих книжках.

Ну, а если эти объекты расположены не в глухой тундре или в горах, а непосредственно в городской черте или промышленно развитом районе? Не заметить их все равно не получится. Не удостоить вниманием мегалитический комплекс размером со стадион - это уже вопрос о профессиональной добросовестности историка. Проще их уничтожить. Но это уже лирическое отступление.

Сама возможность появления людей на Кузовах обеспечена наличием там родников и леса. В частности на Немецком Кузове есть три слабых родника и немного лесов в расселинах («и на камнях растут деревья»). Все это можно было бы считать погружением в каменный век, если бы не Гиперборея. И если бы не тот факт, что на Русском Кузове есть кое-что еще, кроме идолов. Каменные памятники предположительной Гипербореи находят в Карелии, на Кольском, на Кузовах… Тут можно было бы предложить прочитать в качестве введения какую-нибудь книжку. Но я все же отправлю вас в видеотеку документальных фильмов о Гиперборее. Фильм «Белое море 2005» большей частью рассказывает про находки на Русском Кузове. Если будете его смотреть, то увидите, что участники все время плавают там на моторных и весельных лодках. Дело в том, что к Немецкому Кузову можно причалить на катере, что я и сделал. А к Русскому Кузову можно причалить только на яхте или моторной лодке. Иначе никак. И поэтому я не смог в этом году туда попасть. Жаль, конечно: ведь именно на Русском Кузове есть древний каменный трон, который встречается в трех фильмах о поисках Гипербореи (правда, в фильме «Белое море» он лишь мимолетно попадается в эпизодах на десятой и шестнадцатой минуте). Но есть там другой фильм («Миражи Гипербореи) про то, как энтузиасты поднимали этот многотонный трон…

Каменный трон на острове Русский Кузов

Каменный трон на Русском Кузове — весом около пятнадцати тонн.

А вообще в Кеми на ул. Фрунзе, дом 1 находится ресторан «Кузова». Его украшают фотографии владельца ресторана на этом (предположительно гиперборейском) троне. Он иногда катает своих друзей или гостей на Русский Кузов, но тогда на большом катере везет еще малый катер, чтобы с помощью него причалить к острову.

А Немецкий Кузов сдан в аренду. Там находится смотритель и в сезон живут коммерческие клиенты-палаточники, которые отстегивают за это удовольствие по тыще рублей в день.

За неполную неделю пребывания на Белом море я собрал крайне мало материала и впечатлений. Мне доставались лишь осколки смыслов, к примеру, пока ехали в Кемь, проезжали Индоманку — левый приток Кемы. В ее названии я сразу увидел типичный санскритский корень «инд». Речек с этим корнем немало в местах предположительного расселения ариев: от Индигирки, Индоги, Индеги, Индиги, Индичйок на севере до знаменитой реки Инд в Индии. А «Север» - волнующее слово, которое близко к смыслу сохранилось, пожалуй, в санскрите: «сверкать, сиять, излучать, гореть». По мере утраты смысла появляются лишние звенья, какое-то дублирование. Например, перед глазами многих при слове «север» возникает картина северного сияния. Но по исходному смыслу «север» - это уже «сияние, сверкание», и «северное сияние» получается как «сервисное обслуживание»…

«Ты помнишь как арии шли с Севера на Юг?», - неожиданно спросила меня в этом году одна женщина из Калуги, почему-то интуитивно решившая, что я родом из северной цивилизации.

«Не помню, маленьким был», - отвечал я…

А Гребенщиков уже чуть-чуть использовал страну за бореем в художественных целях. «На каменных кострах ветер целует траву семи ветров», - так начинает он альбом «Гиперборея». Действительно от Гипербореи не могли сохраниться кости, но остались камни…