Как разворовывают российские авиакомпании

На модерации Отложенный Почему многие российские перевозчики не смогли пережить кризис

Кризис пришел к гражданской авиации России, как Терминатор к Саре Коннор. Взлетевшие в начале 2008-го цены на топливо, затем, уже в 2009-м, резкое сокращение числа пассажиров и отказ многих банков от продолжения кредитования смяли авиаперевозчиков, словно всадники апокалипсиса с гравюры Дюрера.

Пригорюнились, растерянно ощупывая дырявые карманы, менеджеры. Вздрогнули уволенные летчики, почувствовав, как сжимается на плече «невидимая рука рынка». Заплакали, развязывая фирменные шейные платки и снимая пилотки, стюардессы.

«Красэйр», «Самара», «Домодедовские авиалинии», «Омскавиа» (вместе входившие в альянс «Эйрюнион»), «Дальавиа», «Интеравиа» - все они оказались не в силах справиться с кризисом. С серьезными неприятностями столкнулись «Сибирь» (S7), Sky Express, «Россия».

Очередной удар - банкротство крупного перевозчика «КД авиа» - настиг отрасль совсем недавно. Компания, несмотря на все попытки ее спасти, все же уподобилась вошедшему в штопор самолету и в конце прошлого года с грохотом разбилась на западе России, в Калининграде. Два топ-менеджера «КД» (бывший основной акционер компании Сергей Грищенко и бывший исполнительный директор Леонид Ицков) были арестованы и до сих пор находятся в СИЗО.

«КИРДЫК-АВИА»

Калининградский аэропорт «Храброво» похож на заброшенный элитный бункер из постапокалиптического фильма. Еще светятся теплым голубоватым неоном рекламные щиты и блестит полированный металл рамок пропускных терминалов. С постеров на стенах глядят симпатичные, покрашенные под кита-косатку «Боинги» с двумя оранжевыми литерами KD на синих боках; в ватниках с той же аббревиатурой суетятся «слоны» - рабочие самолетного обслуживания. Но под крышей уже щебечут свившие себе там гнезда воробьи, а в сумраке лестничных маршей ловят капли сочащейся с потолка воды пластмассовые тазики. Буквы «КД» теперь символизируют слово «кирдык».

А ведь начиная с 2007 года этот порт, входивший в состав компании «КД авиа», был международным хабом - узелком, связывающим ниточки маршрутов, проходящих с запада на восток и с востока на запад. В 2008 году, например, аэропорт «переварил» почти два миллиона пассажиров (более 160 тыс. человек в месяц). С тех пор как «косатка» «КД авиа» всплыла кверху брюхом, эта цифра едва дотягивает до 20 тыс. в месяц. Перевалочный пункт международного значения превратился в заштатный аэропорт.

У самой авиакомпании сначала тоже все было в шоколаде: в 2007 году - главный приз в номинации «Авиакомпания года» и «Приз пассажирских симпатий» (в интернет-форумах до сих пор множество людей тоскуют по прикольным «косаткам» и хорошему обслуживанию на рейсах), количество перевезенных за год - 1,6 миллиона человек.

Но уже в середине 2008 года стало понятно, что дела плохи. На тот момент долги «КД авиа» составляли более 7 миллиардов рублей. Дальше события засвистели одно за другим со скоростью вылетающих из пулемета стреляных гильз.

В декабре 2008 года Сергей Грищенко привлекает новых акционеров - банк «Санкт-Петербург». В обмен на обслуживание долга компании они получают основную долю акций «КД авиа». Тем не менее в 2009 году долг достигает 14 миллиардов рублей и новый генеральный директор, назначенный акционерами, объявляет дефолт. Затем Росавиация запрещает «КД авиа» летать. А Грищенко и Ицкова обвиняют в преднамеренном банкротстве компании.

РЕЙДЕРСКИЙ ЗАХВАТ?

- Невозможно поверить в то, что Ицков и Грищенко сознательно развалили предприятие, - рассказывает мне Александр Шацкий, лидер инициативной группы сотрудников «КД авиа», потерявших работу. Группа не очень большая, около 100 человек, но это единственная организованная ячейка. По заверению Александра, главная их цель - вернуть задолженности по зарплате, которую перестали платить еще в апреле прошлого года. Но, разбираясь в ситуации, Александр увидел некую схему, по которой, как он считает, и развивались события.

Шацкий уверен, что Грищенко, который вложил в «КД», по разным оценкам, от 150 до 300 млн. долларов личных денег, стал жертвой внешних сил. Вот как, по его мнению, это произошло.

В 2008 году банк «Санкт-Петербург» назначает нового гендиректора. Тогда же в совет директоров компании (в нем пять кресел, включая председательское) входят четыре человека, представляющих интересы банка. Грищенко через некоторое время выводят из состава совета. Затем от дел отстраняют и исполнительного директора Леонида Ицкова. Ицков занимает должность директора ЗАО «Международный аэропорт «Калининград» («МАК») - структуры, еще недавно входившей в состав «КД авиа». Но по требованию Росавиации аэропорт и авиакомпания были разделены на два разных предприятия. Таким образом, фактически потеряв авиакомпанию, Грищенко все еще контролирует аэропорт.

А через два дня после ареста двух управленцев в Калининграде регистрируется ЗАО «Аэропорт «Храброво», по мнению Шацкого, напрямую связанное с банком «Санкт-Петербург». Представители этого предприятия начинают переманивать к себе на работу сотрудников все еще действующего ЗАО «МАК». Говорят людям, что со временем Грищенко все равно потеряет имущество аэропорта.

- Мои выводы просты, - объясняет Шацкий. - У Грищенко рейдерскими методами пытаются отнять его последние активы - аэропорт. При этом ни он сам, ни его правая рука Ицков, находясь за решеткой, не могут ничего сделать.

СТРАННЫЕ ТРАТЫ

Губернатор Калининградской области Георгий Боос встречает меня в своем рабочем кабинете. Правительство региона размещается в огромном замке, построенном еще немцами, - одном из немногих зданий, уцелевших после бомбежки Кенигсберга англичанами в 1944 году.

- Георгий Валентинович, неужели «КД авиа» нельзя было спасти? - спрашиваю я. - Ведь правительство России выделило на это 4 миллиарда рублей и деньги уже были переведены в бюджет вашего региона...

- Это действительно так, - отвечает губернатор. - И у нас был разработан план, следуя которому мы не только вытащили бы компанию из финансовой дыры, но и вернули бы ее в рынок на очень неплохих позициях.

План, о котором говорит Боос, заключается в следующем. «КД-авиа» проводит дополнительный выпуск акций на 7 - 8 миллиардов рублей. Правительство Калининградской области покупает ценные бумаги на выделенные правительством РФ

4 миллиарда и входит таким образом в состав собственников компании. Еще 3 - 4 миллиарда рублей акциями забирают за долги кредиторы «КД».

- На тот момент, когда этот план был разработан, вся задолженность компании составляла 9 - 10 миллиардов рублей, - говорит губернатор. - Из них 5 - 6 миллиардов были кредитами со сроком погашения в 2014 году, то есть их можно было выплатить спокойно, не торопясь.

Но этому плану сбыться было не суждено.

- Уже после того как договоренности были достигнуты, начались странные дела, - объясняет Георгий Валентинович. - Представители акционеров присылают мне предложение. И пишут там следующее. Они дополнительно выпускают лишь один миллиард акций по цене 1 рубль, но продают этот пакет бюджету Калининградской области... уже за 4 миллиарда! Я был ошарашен.

От такой сделки губернатор отказался.

- Это была бы пустая трата бюджетных средств, - говорит Боос. - Деньги не привели бы к финансовому оздоровлению компании, а область не получила бы той доли в предприятии, на которую она рассчитывала.

- Но почему акционеры неожиданно решили отказаться от заранее согласованного плана?

- У меня создалось впечатление, что они просто не заинтересованы в дальнейшем развитии авиакомпании, - пожимает плечами губернатор. - Им это по какой-то причине неинтересно.

Разговоры о том, что дело пахнет рейдерским захватом предприятия, губернатор, конечно, слышал. Но, по его мнению, бывшее руководство компании само загнало себя в ловушку.

- Все или почти все долги - на совести бывших владельцев компании, - говорит Боос. - Никто их насильно не тащил закладывать свой пакет акций банку «Санкт-Петербург». Да, я разочарован тем, что банк не справился с ситуацией. У меня есть к нему претензии, потому что его представители не реализовали ту программу, о которой мы договаривались. Но обвинять их в рейдерском захвате я не могу.

Основания у губернатора есть. Дело в том, что топы «КД авиа» уже обращались за помощью к правительству региона. Это было еще в 2008 году, когда у предприятия возникли первые неразрешимые собственными силами трудности.

- Грищенко попросил о поддержке, а мы попросили открыть нам финансовые документы для анализа, - вспоминает Боос. - Далеко нас не пустили, но и того, что мы увидели, вполне хватило. У компании были слишком раздутые расходы. Была сформирована огромная - порядка 6 миллиардов рублей - дебиторская задолженность со стороны предприятий, фактически принадлежащих Грищенко. То есть деньги за оказание услуг были выплачены вперед, а сами услуги - не оказаны. Приведу один пример. 1,5 миллиарда рублей «КД авиа» перевела на закупку обычного бортпитания. Да это же огромная сумма - зачем? На несколько лет вперед? Учитывая, что компания работала как лоу-костер, то есть продавала дешевые билеты, она должна была на всем экономить.

А тут наоборот - гигантские, при этом совершенно неоправданные расходы. И таких примеров множество.

Словом, губернатор уверен: Сергей Грищенко своими руками пустил «КД авиа» по ветру. И теперь, очевидно, потеряет не только деньги.

- Эти люди обладали связями с серьезными фигурами, с большими политиками и крупными чиновниками, - говорит Боос. - И раз уж их задержали, то основания были столь серьезными, что нельзя уже было отбиться даже этими связями. Но, разумеется, судить о степени вины Ицкова и Грищенко - дело не мое. На то есть суд.

РОЖДЕНИЕ «КД АВИА»

Но какой смысл был Сергею Грищенко душить свое же детище? Чтобы понять его мотивы, нужно обратиться к биографии бизнесмена.

- Грищенко сколотил свои капиталы в 90-х годах, - рассказывает источник, просивший не называть его имени. - В Москве он занимался строительством, а в Калининграде был главой наблюдательного совета одного из калининградских банков. Как раз эта должность и свела его с авиацией.

Тогда никакой «КД» еще не было, а было государственное предприятие «Калининградавиа», которое кредитовалось в том самом банке, где работал Грищенко. Примерно в то же время разразился скандал с «делом «Аэрофлота» - громким судебным процессом о разграблении крупнейшего российского авиаперевозчика. Напомним, в 1997 году Счетная палата РФ выявила серьезные нарушения в финансовой деятельности компании. В результате расследования выяснилось, что из «Аэрофлота» (который принадлежал тогда Борису Березовскому) были выведены 225 миллионов долларов на счет швейцарской фирмы «Андава». А акционерами этой фирмы - вот дела! - были топ-менеджеры «Аэрофлота» и все тот же Березовский.

Одним из участников того громкого скандала был и Леонид Ицков, второй арестованный менеджер «КД авиа». В 1999 году из «Аэрофлота» его уволили «в связи с недостатками в осуществлении и организации коммерческой деятельности».

После этого судьбы Ицкова и Грищенко пересеклись. Ицков искал компаньона для проекта строительства хаба, а Грищенко как раз заинтересовали активы государственной «Калининградавиа».

В ход была пущена довольно популярная схема. Вокруг авиакомпании (очевидно, не без поддержки со стороны тогдашнего руководства Калининградской области) было создано несколько предприятий, оказывающих услуги «Калининградавиа» (принадлежали они Сергею Грищенко). Причем долгое время эти услуги оказывались в долг. Щедрость такая была явлением временным. В 2002 году авиакомпании был выставлен огромный счет. И ГУАП «Калининградавиа», не имея возможности расплатиться, закончило свое существование, а почти все его имущество отошло за долги вновь созданному ОАО с точно таким же названием. Только владельцем его было уже не государство, а Грищенко. Долги по зарплатам сотрудникам выплатил областной бюджет, а позже компания была переименована в «КД авиа».

Тут бы, по сути, Грищенко ее и продать - и комбинация была бы с выгодой закончена. Но, видимо, на волне роста авиаперевозок Ицков убедил Грищенко все-таки вложиться в организацию хаба и развитие компании. Тем более что продать компанию в дальнейшем можно было еще дороже. Например, как бы ни цинично это  звучало - все той же Калининградской области. В конце концов без собственной авиакомпании российскому анклаву не прожить.

УПАДОК И РАЗГРАБЛЕНИЕ

Впрочем, даже имея в виду такой план, Грищенко, очевидно, решил подстраховаться.

И сразу же создал несколько структур, в которые потихоньку начали перетекать средства «КД авиа». По данным следствия, деньги выводились из компании в течение трех лет - с 2005 по 2008 год. За это время «КД» заключила множество сомнительных с точки зрения финансовой выгоды сделок (как раз из серии тех, о которых говорил Георгий Боос).

При этом формально у «КД авиа» оставались средства, чтобы привлекать в банках кредиты (ведь у компании, получается, было множество должников). Но в любой момент все эти созданные под выкачивание бабла фирмочки могли закрыться и исчезнуть в неизвестности.

Собственно, так, судя по предъявляемым обвинениям, и попытался сделать Грищенко. Стряхнуть обросшую огромными долгами авиакомпанию, как ящерица прищемленный корягой хвост. К тому времени общая сумма «странных сделок» достигла уже 25 млрд. рублей. Никакой возможности привлекать новые кредиты в таких условиях уже не было. Банкиры и слышать об этом не хотели (очевидно, всем уже было понятно, зачем привлекались займы и как лихо они исчезали в чреве разнообразных предприятий, принадлежащих Грищенко).

СТАНДАРТНАЯ СХЕМА

«КД» - не первая авиакомпания, закрывшаяся подобным образом, оставив после себя множество долгов. Примерно так же банкротился и альянс «ЭйрЮнион», возглавляемый братьями-близнецами Борисом и Александром Абрамовичами. В альянсе, судя по результатам проверки Счетной палаты, была создана такая финансовая неразбериха, что деньги с легкостью утекали в оффшоры.

И дело не ограничивается одними только авиакомпаниями. Армия чиновников создала условия для воровства в космических масштабах. Воруют везде - в милиции, армии, строительстве, медицине, науке. При этом всегда находятся «объективные» причины, чтобы объяснить произошедшее. 

Но почти везде, где пропадают крупные деньги (особенно там, где речь идет о деньгах государственных), самой объективной причиной будет именно воровство. Причем понятно, что существовать в таких масштабах без тотальной коррупции, возведенной в систему, оно не может.

Грищенко и Ицков сейчас сидят в тюрьме (несмотря на влиятельных покровителей, о которых говорит губернатор Боос) и ждут суда. Но пока непонятно, чем он закончится. Например, у братьев Абрамовичей получилось соскочить и вовсе исчезнуть - по слухам, где-то в Израиле. Точно так же не пострадал никто из чиновников, которые наверняка участвовали в разграблении альянса «ЭйрЮнион» (45 процентов акций компании принадлежали государству). И до тех пор пока такая система будет существовать, вряд ли кто-то в России будет честно заниматься бизнесом, особенно крупным. Рентабельность средней российской авиакомпании составляет всего 5 - 7%. Ну и какой смысл ради них горбатиться, если можно быстро украсть десятки, а то и сотни миллионов долларов?

КОММЕНТАРИЙ АКЦИОНЕРА

Анна БАРХАТОВА, начальник пресс-службы банка «Санкт-Петербург»: «Руководство «КД авиа» выводило активы»

- Почему не получилось реализовать программу спасения «КД авиа», разработанную совместно с руководством Калининградской области? На разработку, согласование и реализацию этой программы было потрачено слишком много времени. Было очевидно, что правительство Калининградской области, уже на старте переговоров никак не демонстрировавшее свою заинтересованность во вхождении в капитал авиакомпании, затягивает этот процесс, не желая брать на себя ответственность за лечение «тяжелого больного». За это время авиакомпания прошла так называемую точку возврата, и грядущее банкротство стало неизбежным.

А к банкротству компании, на наш взгляд, привели несколько причин. Одна из основных - руководство и собственники авиакомпании за счет всевозможных финансовых схем целенаправленно выводили активы из компании. Кроме того, за счет искажения и фальсификации финансовой отчетности им удавалось получать кредиты и поддерживать таким образом жизнеспособность авиакомпании. Как только источники кредитных ресурсов иссякли, компания вынуждена была объявить о банкротстве. Среди других причин можно назвать и общие ошибки бизнес-планирования.

КСТАТИ

S7 спасалась увольнениями

- S7 разработала и реализует масштабный план сокращения издержек, - рассказывает пресс-секретарь авиакомпании Ирина Колесникова. - В ноябре 2008 года были остановлены полеты самолетов советского производства. Снижению издержек способствовали сокращение персонала на 30% в связи с выводом из эксплуатации Ту-154 и Ил-86 (600 пилотов, штурманов, бортинженеров и др. попали под сокращение), оптимизация маршрутной сети и расписания полетов, полный переход на электронный билет, сокращение накладных расходов, не связанных с основной деятельностью компании (аренда офисов, сокращение количества командировок).

ОФИЦИАЛЬНО

Сергей ИЗВОЛЬСКИЙ, советник руководителя Росавиации: «Предприятия зависят от кредитных средств»

- Авиакомпании в значительной степени зависят от заемного финансирования. Об этом говорит опыт и в России, и в мире. Как известно, банковскиеставки по кредитам достаточно высоки, а повышенные финансовые риски усложняют кредитование перевозчиков. Здесь нужна помощь государства. Поэтому в прошлом году правительство Российской Федерации  утвердило несколько программ для помощи авиакомпаниям. В частности, если авиакомпания берет кредит, а средств расплатиться не хватает (даже если продать имущество), то банком предоставляется субсидия по таким кредитам. Мера заработала. Пока не пришлось выплачивать эти субсидии - не было надобности.