Россия лидирует в сфере экономических преступлений

На модерации Отложенный

В 2009-ом году Россия стала лидером по количеству экономических преступлений. За последний год 71% российских компаний пострадал как минимум от одного серьезного экономического преступления, за два года по сравнению с 2007 годом этот показатель увеличился на 12%. Такие сведения содержатся во всемирном обзоре экономических преступлений компании PricewaterhouseCoopers (PwС), эти же данные приводит также издание "РБК daily".

Больше всего мошенничеству подвержены финансовый сектор и ТЭК. Аналитики предупреждают: несмотря на рост экономической преступности, большинство компаний живет иллюзиями. Разрыв между ожиданием мошенничества и реальными раскрытыми фактами преступлений по-прежнему очень высок.

Джон Уилкинсон, партнер PwС, отмечает, что ни одна отрасль в России не осталась не затронутой экономической преступностью. В авангарде мошенничества сектор финансовых услуг - 26% опрошенных респондентов признались в фактах обнаружения преступления. За ним следуют ТЭК (15%), промышленное производство (9%), фармацевтика и автомобилестроение (8%), страхование и розничная торговля (7%). По 5% получили технологический сектор и строительство.

Самый распространенный вид преступления - это незаконное присвоение активов - от банальной кражи денег из кассы до создания сложных рейдерских схем. Взяточничество на второй позиции. Причем в PwC под взяткой понимают не только "деньги в конвертах", но и предоставление необоснованных скидок, скажем на оплату поездок чиновникам и их семьям.

"Мошенничество в российских компаниях больше не табу, и руководство уже не боится открыто об этом говорить", - поясняет директор PwC Ирина Новикова. Возможно, поэтому в 2009 году и Россия занимает первое место в списке. В 2003 году, когда PwC провела первое исследование в России, ни одна из опрошенных компаний не призналась, что столкнулась с фактами экономической преступности.

Тем самым Россия в этом году стала лидером среди стран с самым высоким уровнем мошенничества. За ней следуют Кения (67%) и ЮАР (62%). Самый низкий уровень экономической преступности установлен в Японии (9,6%), Гонконге (13%) и Нидерландах (15%).

Стоит отметить, что борьба с коррупцией в России пока не имеет заметного успеха. Решительные заявления Кремля о борьбе с коррупцией пока не приводят к практическому результату. За год Россия смогла подняться лишь на одну строчку в международном рейтинге Transparency International (ежегодном рейтинге восприятия коррупции).

Россия занимает 146-ю позицию в списке 180 стран, деля ее с Украиной, Зимбабве и Камеруном. Из стран постсоветского пространства по уровню коррупции нас обогнали только среднеазиатские соседи.

Россия не может выбраться из списка стран с очень высоким уровнем коррупции. "Нам по-прежнему чего-то не хватает: то ли политической воли, то ли ресурсов и сил", - отмечают в "Transparency International - Р" - российском подразделении международной организации Transparency International. В рейтинге страны ранжируются по индексу восприятия коррупции (ИВК), который выводится на основе опросов экспертных и деловых кругов.

Чем выше ИВК (от 0 до 10), тем менее страна подвержена коррупции. В 2008 году Россия занимала 147-ю позицию с ИВК 2,1. В 2009-ом ИВК вырос до 2,2, а страна поднялась на одну строчку в общем рейтинге (см. таблицу). "Понятно, что ни о каком улучшении речь не идет, - комментирует директор центра Елена Панфилова. - Это все равно, что обсуждать, что лучше: температура 38,6 или 38,7".

Ни одна из стран G8 или G20, кроме России, не попала в низший раздел рейтинга (ИВК ниже 3). Из постсоветского пространства Россия уступает по уровню коррупции только Таджикистану, Киргизии, Туркмении и Узбекистану. Самая низкая коррупция в Прибалтике. Эстония и вовсе входит в список стран с самым низким уровнем коррупции (делит 27-е место со Словенией и Кипром, ИВК равен 6,6). Даже Грузия (4,1) наравне с Хорватией и Кувейтом закрепилась на 66-й позиции в числе стран со средним уровнем коррупции.

Нам давно пора переходить от заявлений к действиям. И начинать надо с высших эшелонов власти, не ограничиваясь одним только отловом учителей, врачей и гаишников. Модернизация, о которой так упорно говорит глава государства, - это в первую очередь не технологический прорыв, а смена ценностных ориентиров. "Какой прок от роботов, если вокруг будут также врать и воровать?" - говорит Елена Панфилова.

Официальная статистика МВД России тоже не радует: средняя бытовая взятка в 2009 году выросла до 27 тыс. с 8 тыс. руб. в 2008 году. Если в 2007 году 17% опрошенных при проведении исследования "Барометр коррупции в России" ответили, что в течение года хотя бы раз давали взятку, то в 2009 году их число возросло до 29%.

Декларативная и реальная политика российской власти по борьбе с коррупцией расходятся. Так, на ноябре 2009 года Россия в числе десяти стран заблокировала изначальный вариант конвенции ООН по борьбе с коррупцией (ее поддержали более 100 стран мира). В документе речь шла о перекрестных аудитах стран-участниц с привлечением гражданских институтов и публичных докладах о состоянии коррупции. "Россия в блоке с Китаем и такими странами, как Зимбабве и Ангола, стала опасаться за свой суверенитет, - рассказала г-жа Панфилова. - Где-то в словах "международные эксперты" или "гражданское общество" приключился испуг".

Президент России Дмитрий Медведев признает, что власть не в силах сама справиться с коррупцией. Гражданский контроль, которому в национальном плане противодействия коррупции отводится особая роль, российские чиновники не приемлют. За крайне редкими, почти уникальными исключениями власть расценивает вмешательство граждан в свою деятельность как некий нонсенс, а то и как посягательство на основы конституционного строя. Пока государство не снизит свою долю в экономике, не обеспечит выборам свободу, а судам и СМИ независимость, борьба с коррупцией останется пустым звуком.

Следует в корне изменить ситуацию с гражданским контролем и наше издание предлагает вам не мириться с экономическим негативом нашего общества, а законными и публичными методами выявить и инициировать его устранение. Заранее благодарим за ваши сигналы и гражданские расследования.