Военные Египта - против радикальной исламизации

На модерации Отложенный

Египетское общество глубоко расколото, причем расколото по конфессиональному признаку. Они боролись против диктатуры, но в итоге получили авторитарную конституцию от избранного демократическим путем президента. Экономика и социальная сфера в упадке. Люди затягивают пояса. Возможно, молиться стали чаще, но кушать хочется. Хочется, чтобы дети получали образование, чтобы была насыщенная культурная жизнь. И хотя по обе стороны от баррикад по сути дела мусульмане, процессы радикальной исламизации Египта, запущенные президентом Мурси и «Братьями–мусульманами», вызвали отторжение в обществе.

Мурси нажил себе противников даже среди тех, кто его поддерживал на президентских выборах. Прежде всего, своей внешней политикой. С одной стороны, он проводил прозападный, даже в некоторой мере произраильский, курс. А с другой стороны – это объявление войны сирийскому государству, братскому народу для египтян. Ну и наконец, смычка с внешними радикальными и реакционными силами. Все это привело к тому, что подавляющее большинство (уже можно так говорить) египтян настроено против внешней и внутренней политики «Братьев-мусульман».

Египетская армия в данном случае лишь выразила мнение большинства, именно поэтому ее действия получили такую широкую поддержку. Это дает военным карт-бланш на то, чтобы действовать решительно. Понятно, что последние события серьезно настораживают и Саудовское королевство, и другие авторитарные режимы стран Персидского залива. Но даже американцы стараются сохранять нейтралитет, и не вступились за Мурси.

Я полагаю, что значительная часть сторонников Мурси просто так не смирится. От политического противостояния они могут перейти к вооруженной борьбе, у них такой опыт есть, начиная с убийства Анвара Садата, когда тот развернулся в сторону Израиля и США. Элементы гражданской войны мы уже наблюдаем. Весь вопрос, как поступят в этом случае США, а также их сателлиты в Западной Европе и на Ближнем Востоке. Если, как в случае с Сирией, они начнут поставлять оружие и финансировать боевые действия, гражданская война примет довольно драматичный характер. Если же нет, то столкновений избежать все равно не получится, однако они будут не столь масштабными и разрушительными, как в Сирии.

Пока что и Штаты, и Европа подчеркнуто избегают вмешательства в ситуацию. Конечно, когда дело дойдет до выборов, они попытаются взять под контроль нового президента и сделать его управляемым, чем они занимаются повсюду. И если тот будет проводить самостоятельную политику, то начнут помогать радикалам и сторонникам Мурси. Они ничем не гнушаются. То воюют с Аль-Каидой, а то поддерживают ее в собственных интересах.

Однако, чтобы там ни говорили, на стороне египетской армии сегодня выступает наиболее образованная и интеллектуальная часть населения. Это тоже мусульмане, но они выступают за светское развитие личности и общества в целом, за светское образование и культуру. Мне это представляется правильным, когда религия является исключительно духовным, внутренним фактором. Исламисты, включая салафитов и «Братьев-мусульман», религиозный принцип ставят во главу угла, в попытке подчинить все население законам шариата. Но далеко не все египтяне сегодня согласны стать рабами таких норм, которые еще и совершенно примитивно трактуются. Что характерно, против жесткой исламизации активно выступила египетская молодежь.

Как только экономическая и культурная ситуация начнет улучшаться, число сторонников светской власти увеличится. Такой шанс есть. Если армии удастся более менее обуздать ситуацию, увести людей с площадей и запустить процесс выборов. Стычки, понятно будут, но лишь бы не полномасштабная гражданская война. Тогда со временем и туризм вернется, и экономика заработает. И такая власть начнет набирать авторитет.

Главное, чтобы военные действовали решительно, ведь на них будет оказываться давление, их будут обвинять во всех смертных грехах. В выборах, скорее всего, примут участие и «Братья-мусульмане». Развернется противостояние, проигравшие не признают итоги выборов – как показывает уже исторический опыт других стран, сегодня это обычная практика. Будет неспокойно в течение года. А далее все будет зависеть от социально-экономической ситуации.