Чтобы понять свою страну (Диалог с читателем как рецензия)

На модерации Отложенный

Читатель: Дискуссию о Русской идее начал ещё Достоевского, но впоследние 20 лет её вконец запутали. То ли идеи нет, то ли она есть, но её невозможно описать… А что вы об этом думаете?

Автор: начать надо с уточнений - речь идёт не об этнически-русской, а об общероссийской системе ценностей. И ещё - идею надо не выдумать, а выявить (ведь и учёные не создают, а открывают законы).

Ч.: А может, эта тема «изобретена» и вброшена «народу на забаву»?

А.: Скорее наоборот, её запутали, чтобы никто ни в чём не разобрался... Как возникла проблема? Человек подобный нам с вами – гомо сапиенс – существует 50 тысяч лет, а разные страны, народы, нации начали и продолжают формироваться последние 4 тысячи лет. Нормы и правила, которые из разноликих племён, родов и масс образовали данный конкретный народ – это и есть его нацидея. Можно сказать по-другому: нацидея – это правила, характерные для данного народа, и отличающие его от других народов.

Ч.: Ну а если нацидею не определять, разве без неё нельзя обойтись?

А.: А как определить национальные интересы, госстратегию, нацбезопасность, как правильно выявить приоритеты внутренней и внешней политики? Не уяснив в какой стране мы живём, какова наша общенациональная идея, невозможно понять и правильно оценить прошлое, прогнозировать будущее. Государство, игнорирующее собственные глубинные нормы неизбежно деградирует и распадается.

Ч.: Ну, допустим. А что наиболее важное вам открыло понятие «Русская идея»?

А.: Прежде всего, оно показало, что переворот 17-ого года привёл к разрыву российской государственности. Большевики вырвали страну из Русской идеи и силой вытолкали её в комидеологию, которую для запутывания назвали комидеей.

Ч.: Что ещё за разрыв? Учебники об этом не пишут. Разве такое бывает?

А.: Написать давно пора. Все мы понимаем, что Ш Рейх и ФРГ – государства разные. А в чём наш разрыв? Изменились все госсимволы – герб, флаг, гимн, да и само название страны. Изменилось госустройство и все силовые структуры – думская монархия превратилась в «республику рабочих и крестьян», в «диктатуру пролетариата». Русская армия была распущена и разоружена, а затем создана РККА. Отменена полиция и жандармский корпус. Впервые появилась неведомая в исторической России организация под названием ВЧК. Всё это дополнил правовой разрыв. 30 ноября 1917 года ленинский декрет одним махом запретил употреблять весь корпус российских законов! С тех пор мы живём в неправовом государстве. Мораль тоже изменилась, на советском иконостасе появился Павлик Морозов, прославившийся тем, что предал собственного отца. (Православная мораль учила – чти отца, чти мать). Все сословия были отменены, вся собственность – национализирована. Идейная основа Российского государства – православие – подвергнуто невиданным репрессиям...

Словом, «железный занавес» опустился не над нашей территорией и не в 45-ом году, как считал Черчилль, а над нашей историей и в году 1918-ом, как писал В. Розанов!

Ч.: Ну, допустим, вы правы. Но стоит ли печалиться о невежественной, отсталой и убогой царской России?

А.: Убогой? Хм, а вам известно, что демографический рост был у нас самым высоким на планете и население страны с 1894 по 1917 год увеличилось в полтора раза – со 124 до 186 миллионов человек? Зарплата русских рабочих была самой большой в Европе и уступала только рабочим США? Слышали, что доля России в мировом агроэкспорте составляла 40%? Что по числу въезжающих в страну мы были на 2-ом месте в мире, что темпы экономического роста за три предреволюционных десятилетия - самые высокие в мире и первое экономическое чудо – это Россия рубежа Х1Х – ХХ веков!Тогда же император ввёл всеобщее начальное образование, а медобслуживание в земских и заводских больницах было бесплатным (лекарства по рецептам также выдавались бесплатно).

По потреблению спиртного мы занимали 70-ое место в мире. В Петербурге и Москве работали финские, шведские и другие гастарбайтеры, в 1914 году начались работы по прокладке в двух столицах метрополитена… Про серебряный век русской поэзии, точнее – про бриллиантовый век российской духовности Вы, наверно, слышали?

Ч.: Ну, хорошо, возможно, образ той России несколько искажен, а тезис об историческом разрыве - ключевой вывод вашей теории. Но чем вам не угодил СССР?

А.: Идеи коммунизма и социализм - из числа самых светлых, рождённых человеческим гением. Но и здесь давно пора разобраться. Социализм по Марксу – это когда нет эксплуатации, когда каждый получает за свой труд столько, сколько заработал. Мне симпатичен Сергей Удальцов как человек, но зовёт-то он назад, в СССР, где эксплуатация была и её уровень, как показали независимые исследователи, многократно превосходил уровень Запада. Существовал и класс присваивателей, его называют номенклатурой. Миф о строительстве социализма в соцлагере – самая большая мистификация ХХ века, на нём пора поставить точку. Другое дело, что за прошедшие 20 лет уровень жизни у нас ещё больше снизился и советское прошлое – для многих – это недостижимая мечта. Но здесь вопрос не к СССР, а к неоСССР и к тому, куда мы шли после 91-ого года.

И ещё. В Советском государстве декларировалась комидея, а осуществлялась комидеология. Смысл этого понятия, никогда не использовавшегося Марксом, не раскрывается. На самом деле комидеология - это всеохватная цензура, когда даже сам язык переделывался так, что сказать на нём можно было только «слава КПСС» и «народ и партия – едины». А тех, кто начинал думать и говорить иначе, жёстко наказывали, несвободу мысли тоталитарная идеология дополняла физическим воздействием на самих мыслящих. Для этого уже с 18-ого года создавался Гулаг, в котором на содержание сторожевой собаки средств выделялось больше, чем на содержание одного узника, а зеки трактовались как обычный расходный материал. История СССР – это не история съездов и пятилеток, это история Сопротивления. И распался Союз не столько из-за Ельцина и американского империализма, сколько оттого, что словам властей уже никто неверил, а выведенные на улицы Москвы военные не решались бить по своим.

В общем, отказ от Русской идеи, от российской системы правил завёл страну втупик, привёл к страшному экономическому и цивилизационному отставанию, из которого мы всё ещё не вышли.

Ч. А где выход?

А. Он находится на пути Преемства, насколько это ещё возможно, с исторической Россией, конечно, с учётом всего происходившего 70 лет у нас в стране и за её пределами. Так поступили все бывшие соцстраны. Например, Эстония, после распада СССР, отменила советскую конституцию и вернула, после некоторой доработки, конституцию межвоенной, независимой Эстонии. В результате республика стала легитимным государством, правопреемницей исторической Эстонии. Восстановлению своей идентичности способствовало возвращение собственности историческим хозяевам (у нас это коснулось только церкви) и люстрация – запрет на работу во власти бывшим номенклатурщикам…

Ч.: А что именно составляло Русскую идею, каковы составляющиереформированной Российской идеи, как и почему стал возможен цивилизационный разрыв, какое такое сопротивление происходило в СССР?

А.: Ответ на эти и многие другие вопросы в моей только что вышедшей книге «Российская идея». М., «Аква-терм», 2012. 480 с. Читайте и спорьте!