ОТ ТЕКСТИЛЬЩИКОВ ДО GROUND ZERO

На модерации Отложенный

В двух совершенно непохожих друг на друга государствах сложилась одна и та же ситуация. На месте, где когда—то стояли близнецы Всемирного торгового центра, уничтоженные террористами в сентябре 2001-го кипят споры о том, допустимо ли там строить мечеть. И на фоне громких дискуссий между сторонниками и противниками мечети, едва не переходящих в рукопашную, чуть слышно звучит недоуменный голос пастырей православной церквушки, которая была разрушена во время теракта «Аль-Каиды». Ее, судя по всему, никто и не собирается восстанавливать.

            В московских Текстильщиках жители возмущены тем, что на месте их единственного зеленого сквера собираются построить мечеть и медресе. Страсти между теми, кто pro и теми, кто contra закипели почти нью-йоркские. В начале 2006 года местная православная община просила выделить этот участок для строительства храма. Ей было отказано под тем предлогом, что данный участок являет собой природный заповедник.

Разница между двумя ситуациями лишь в том, что в Москве мечеть собираются строить в Текстильщиках, а не площадках у метро Лубянка и Парк Культуры.

Президент Обама, как известно, поддержал план строительства мечети. При его активном участии накануне трагической годовщины некий неистовый пастор из Флориды отказался от широко разрекламированной акции по публичному сожжению Корана. Последнее—совершенно правильно. Книги лучше не жечь. Никакие. А вот в отношении мечети на ground zero  у меня лично серьезные сомнения. Если это известная американская политкорректность, то она вновь вступает в конфликт со здравым смыслом. Так же, например, как и в вопросе о том, можно ли сжигать или писать на национальный флаг Соединенных Штатов. Дискуссия об этом идет пару столетий без видимых признаков прогресса. Но, может быть это просто здравый смысл Обамы, маскируемый под уверенность в своих силах. Ссориться ему с мусульманской общиной в Америке накануне промежуточных выборов в конгресс совсем не с руки.

У нас—своя «политкорректность». Своя особенная стать. Построенная на том, что мы сами себе не нравимся и сами себе не нужны.

Пару-тройку месяцев назад я прочитал воззвание московских властей о том, что не худо бы ввести некий «Кодекс москвича». Воззвание было облачено в бюрократические одежды, составлено куце и примитивно. Но с его сутью я согласился. В самом деле, нужно ли разрешать резать баранов на балконах жилых домов и на площадях у мечетей, с тем, чтобы мы против нашей воли созерцали это кровожадное и неэстетичное зрелище? Приезжим гостям столицы, действительно можно было бы посоветовать не орать друг другу через дорогу, так что наши дети в колясках пугаются и начинают плакать. И, скорее всего, было бы разумно запретить гастарбайтерам гонять с выпученными глазами между домами со скоростью в 100 километров в час там, где норма—двадцать километров. В конце- концов Москва—не аул, а машина—не кобыла, даже если это чадящая «копейка» сорокалетней давности. И хорошо бы реагировать учителям каждый раз, когда дети гостей столицы говорят своим сверстникам: «Я тебе, русская свинья горло перэрэжу».

Если такого кодекса поведения не будет, то рано или поздно мы придем к тому, что происходит во Франции. Где молодые исламисты поджигают  машины из-за того, что мусульманкам не разрешают фотографироваться на водительские права в платках.

Однако уже совсем скоро после опубликования призыва к введению кодекса москвича меня ждало глубокое разочарование. Во--первых московская мэрия, полностью дезавуировав свое предыдущее благородное начинание приняла решение... транслировать мусульманские молитвы через звукоусилители на автомобилях. Зам мэра Сергей Байдаков сообщил прессе, что усиление звука будет происходить днем (хорошо, что не на рассвете) и не будет мешать жизнедеятельности москвичей.

Я списал такое решение усиливать молитвы  через репродукторы на летнюю жару и смог (дело было в начале августа).

И вообще, нам ли привыкать к непоследовательности и экстравагантности властей родного города. Особенно зная о финансовой мощи мусульманской общины в Москве.

Но еще большее разочарование я испытал, когда столкнулся с реакцией на попытку установить некий кодекс поведения москвичей со стороны интеллектуального сообщества и его лучших представителей в лице моих коллег--колумнистов. Они высмеяли попытки введения неких норм поведения в столице под тем простым предлогом, что мы сами, жители Москвы—уроды.

Я совершенно согласен с тем, что москвич «бесправен и запуган», «подозрителен и агрессивен», и возможно действительно кое- где еще порой этот среднестатистический москвич «писает по подворотням» и даже «какает за чужими песочницами». Но когда речь идет о том, что безо всякого сомнения можно уже назвать «столкновением цивилизаций», нужно ли так уж посыпать пеплом голову и полностью отказываться от попыток слегка полит—подкорректировать мнение о себе самих?

То, что жители Текстильщиков собирают подписи против строительства мечети и медресе там, где разбит единственный в их районе зеленый сквер, я бы поставил в один ряд с протестами против вырубки Химкинского леса и митингами несогласных на Триумфальной площади. Это и есть попытки «встать с колен» и заявить бездумной и алчной  власти, что жители этой страны имеют право голоса.

А если этот голос не будет подан, нас ждет катастрофа.  

Один мой друг сказал мне: «Еще лет пять назад, входя в вагон метро, я замечал в углу втянувших голову в плечи «гостей». Они не чувствовали себя здесь уютно. Сейчас «гости» уверенно идет по перрону, громко разговаривая между собой. Входят в вагоны метро семьями, удобно устраиваясь на сиденьях. Они становятся хозяевами города. В 90-ые годы их рост шел в арифметической прогрессии. Сейчас эта прогрессия стала геометрической».

И думаю, что не за горами минута, когда песочные часы перевернутся и бывшие «коренные» или просто родившиеся и прожившие здесь жизнь москвичи станут меньшинством. Вы с этим не согласны? Положа руку на сердце?

Попытки каких-то идиотов в Америке сжечь пару cвященных для мусульман писаний или демонстративно выдрать из них несколько листов вызвали многотысячные протесты в десятках тысяч километров от Соединенных Штатов, которые уже привели к человеческим жертвам. Вы можете себе представить, что после того, как какой—то полубезумный мусульманин публично сожжет Библию, в Москве, Софии или Афинах начнутся массовые антиисламские погромы?

С проходящим этап исторического становления и утверждения в мире, импульсивным и резким исламом нужно вести себя крайне осмотрительно. Но при этом надо ли идти на все мыслимые и немыслимые  уступки? Нам, американцам? Что касается моих соотечественников, то это во многом зависит от того, перестанем ли мы издеваться над самими собой, считая себя «бесправным и запуганным» быдлом.

 

Евгений Бай