Американская юстиция интересуется деньгами из России

На модерации Отложенный

На днях появилась информация о том, что бизнесмен Семен Могилевич включен американцами в десятку наиболее опасных преступников. Напомним, что Могилевич (как Сергей Шнайдер) проходит в России в качестве подозреваемого по делу "Арбат-престиж".

О перспективах сотрудничества российского и американского правосудия - финансовый аналитик Андрей Сотник.

- Какие претензии у американских правоохранительных органов к фигуранту российского уголовного дела?


- Прежде всего, должен сказать, что бизнесмен этот – особый. Известный в России как Могилевич, он фигурирует в разных странах (Хорватии, Израиля, Украины, России и др.) под разными именами в паспортах. Semyon Mougilevich, Semyon Teles, Semyon Jutkovic, Teles Jutkovic, Seva Moguilevich, Semon Yudkovich Palagnyuk, Semen Yukovich Telesh, Simeon Mogilevitch, Semjon Mogilevcs, Shimon Makelwitsh, Shimon Makhelwitsch и др. Среди главных претензий к обладателю более 11 паспортов – печально известное дело Bank of New York (далее "дело BONY"). Я бы обратил внимание на то, что у американских властей по этому делу могут быть претензии и к другим российским бизнесменам, имевших прямое отношение к делу BONY.

- Кого конкретно вы имеете в виду?

- Ну, например, Алексея Кузнецова, с 2004 г. по июль 2008 г. занимавшего должность министра финансов, первого заместителя председателя правительства Московской области, и его супругу Жанну Буллок, гражданку США и некоторых других государств. Сегодня в российских арбитражных судах проходит целый ряд слушаний по поводу невозврата кредитов, взятых организациями Московской области у большого количества российских банков. Все эти невозвраты, в принципе, основаны на бизнес-деятельности Кузнецова и его жены. Они применяли абсолютно тривиальную финансовую схема "увода" российских активов, полученных в качестве кредитов, за рубеж. Для этого были созданы американская RIGroup и ее бледная российская копия - ООО "РИГрупп" (т.е. Русская инвестиционная группа) в Москве, на Славянской площади, фактическим собственником которых являлась жена Кузнецова. Их деятельность в России связана также с проектами коттеджных поселков "Павловская слобода", "Фрунзевец" и "Поливаново", сети торговых комплексов "Счастливая 7Я", сети бизнес-центров "RIGroup Plaza", спортивного курорта "Сорочаны" и др. Наиболее же успешными и менее публичными были бизнес-проекты американской материнской компании, купившей на выведенные из России средства отели "Crystal" и "Alpes Hotel Du Pralong" во французском Куршевеле, а также сеть ресторанов в Лондоне, общей стоимостью свыше 200 млн. евро.

Сеть российских компаний, используемых Кузнецовым-Буллок для выкачивания других российских активов, была значительно сложнее и включала в себя целый ряд инвестиционных компаний. Они активно выпускали разного рода "ценные бумажки" (облигации, гарантии, кредитные ноты и иные, с не менее броскими названиями), а полученные от их размещения денежные средства немедленно выводились за рубеж. Сегодня все эти компании отказались платить по своим обязательствам.

- Предположим. Но ведь идут судебные разбирательства, вполне возможно, что не американские, а российские суды первыми примут жесткие решения по отношению к региональному экс-министру и его жене.

- Пока пострадали стрелочники. В отношении же главного организатора и бенефициара воровской схемы Алексея Кузнецова было возбуждено уголовное дело по факту превышения им должностных полномочий. Но возбуждено только тогда, когда Алексей Кузнецов покинул пост в областной администрации, а его супруга - в подконтрольных им компаниях, и оба отбыли в США.

Что в результате? Более десятка российских банков, зная о фактах вывода активов за границу, подали бессмысленные иски в российские арбитражные суды. Вот, собственно, и все. Никаких шансов вернуть деньги в России у них нет.

- Американские суды в этом смысле могут быть более эффективными?


- Я напомню, что Алексей Кузнецов и Жанна Буллок (она же Жанна Булах, она же Janna Boulakh, она же Janna Krechmer Boulakh и др., эмигрантка из Белоруссии, ныне гражданка США), наряду с Семеном Могилевичем, являлись одними из главных подозреваемых в американских расследованиях по делу BONY. В ходе этих расследований американцами были получены документальные доказательства, которые позволили подозревать их в соучастии в преступной деятельности по разворовыванию активов российского происхождения.

- Значит, есть почва для сотрудничества между американскими и российскими правоохранительными органами?

- Почва-то есть. Нет главного – желания с российской стороны. Пока американские власти были заняты сбором документальных доказательств и розыском преступников по делу BONY, русские власти широко открывали перед ними бюджетные карманы, т.е. дали им возможность продолжить использовать их воровские схемы. И что-то я не слышал, чтобы российские власти попытались преследовать Кузнецова-Буллок в американских судах.

- Какой в этом смысл? И Кузнецов, и Буллок имеют американское гражданство, их никто России не выдаст. Разве не так?

- Абсолютно не так. Ни одна цивилизованная страна мира, включая США, на своей территории преступников не укрывает. Но чтобы признать американского гражданина таковым, необходимо соответствующее решение местного суда. А этот суд примет русские бумаги к рассмотрению исключительно в одном случае - если собранные документальные доказательства того или иного уголовного преступления соответствуют требованиям международного права. Поэтому если у российского правосудия такие документальные доказательства по поводу деятельности Кузнецова-Буллок есть, то их следует немедленно направить по известным каналам в американский суд. Да еще и приобщить к ним результаты американских расследований по делу BONY. На этой основе можно требовать от американского суда решения по депортации обоих на Родину для вынесения им справедливого решения российским судом. Кроме того, должны быть выдвинуты требования об аресте всех уведенных из России активов, чтобы в дальнейшем возвратить украденное на родину.

- Решатся ли российские правоохранительные органы на такие действия?

- Если в ближайшее время мы не услышим о подобных требованиях, то можно с полным основанием утверждать, что лозунги о борьбе с коррупцией в России есть лишь пустая болтовня. А мировое сообщество в этом случае получит неоспоримое доказательство, что российские власти не только не препятствуют коррупции, но и создают режим наибольшего благоприятствования международным преступникам.

- Похоже на демагогию…

- Ничуть. Не использовать факт американских обвинений Могилевичу в целях борьбы с ущербом, нанесенным его подельниками – Кузнецовым-Буллок, русские могут только в одном случае – из-за боязни того, что полноценное участие в международных финансовых расследованиях может привести к арестам целого ряда авторитетнейших в сегодняшней России политиков и чиновников, "крышевавших" разграбление как бюджета Московской области, так и денежек, прошедших через Bank of New York.