Голод или голодомор? Преступление или наказание?

Предупреждаю сразу -статья написана человеком, выросшем в колхозном селе Луганской области. Родители пережили голод и 32-33-го, и 47-го года, сам я уже был лишен таких неприятностей, хотя и от избытка продуктов питания, особенно в ассортименте, в раннем детстве не страдал. В течении почти восьми лет занимался электрификацией колхозных сел, пятнадцать лет работал в Сельхозтехнике, по привычке называемой МТС, с 96-го по 2001-й непосредственно в колхозе, тогда уже КСП, позже ООО. Это не биография, заявка на право говорить о селе с некоторой долей авторитетности.
Предупреждаю второй раз - я постараюсь по возможности обойтись без цифр и ссылок, перед вами мониторы и на них есть поисковики, если кто с чем не согласен - проверяйте и доказывайте обратное. Писать буду тезисно, с озвучиванием собственного мнения очень кратко, т.е. даю возможность каждому выработать свой взляд на проблему, или несколько изменить существующую точку зрения.
Голод 32-33-го, о 47-м ниже и сразу, был последним голодом в России-СССР.

Далее пошел "рост" получаемой с полей хлебной массы, позволивший уже к 35-му году начать создание стратегических запасов зерновых и, благодаря этому, пережить в дальнейшем четыре года войны. Я помню о ленд-лизе, но его доля в продуктах питания была не решающей, хотя и ощутимой. Связан ли был голод с коллективизацией? Несомненно - вопрос, каким образом.

Причин было много, назову некоторые - прежде, чем мужика "загнали" в колхоз (я говорю словами своих родителей), мужик постарался пустить под нож домашнюю живность. Сыграло свою роль и обещание "шведского стола", и прочих благ - поначалу колхозы по задумке должны были иметь вид коммун, - только запишись... Забегая вперед, скажу -"шведский стол" был как раз во время голода, колхозников подкармливали, но не очень обильно - 9 декабря 32-го года в связи с резкой нехваткой продовольствия было решено не снабжать хлебом деревню - крестьян перевели на подножный корм и мифические в большинстве случаев "заначки".

Исключение было сделано для хлопкосеющих регионов.
Другую причину вы можете найти в "Очерках, статьях и выступлениях" Шолохова, т.8 ПСС - там в паре рассказов ( "По правобережью Дона" и "Преступная бесхозяйственность") писатель рисует картину по настоящему первой колхозной посевной, с позволения сказать, кампании. Для тех, кто не любит читать Шолохова, кратко изложу суть - зерно осенью свезли в "глубинки", ссыпные пункты, часто за десятки км от поля, куда это зерно потом возвращали для посева арбами, запряженными быками. Эти симпатичные животные могут пройти в час не более трех км. Т.е. волики (это, кто не знает, те же быки, только без некоторых мужских принадлежностей), вместо того, чтобы пахать и сеять, таскали арбы и мажары по Донской степи. Если такое происходило у казаков, собранных и мобильных на генном уровне, то можно представить, что было в других местах.


Но к началу уборки кое-как отсеялись. Не надо быть агрономом, чтобы определить просто сбор и сбор гарнцевый - первый фиговый, второй ровно в десять раз меньше.
Еще один момент из рассказа Шолохова - сцена, в которой быки падают от истощения, а их палками и пинками заставляют стать в строй.
Чем все это было - неорганизованностью, разгильдяйством, очередными происками троцкистов или всем вместе, здесь неважно, автор не пытается вытащить на суд виновников - с ними уже разбираются более солидные личности.
Теперь из другой книги или статьи, автора не помню. Зато запомнилось - исследователь голода на Украине в какой-то из ее центральных областей, обратил внимание на одну странность - не було повышенной смертности среди людей некой предприимчивой национальной диаспоры.

Причем в поле они мало замечались, были больше по торговле, в том числе и напитками собственного изготовления - в нерабочее время и вне рабочего места, скорее всего. Причем ввиду ограниченной платежеспособности мужиков, в качестве рублевого эквивалента использовалась пшеница, из которой тоже можно получить упомянутый напиток.Замкнутый цикл и конвейерная технология. Ни я, ни самый ярый либерал тем более, осуждать их не вправе - торговля дело святое. Думаю, что мужики и сами были мастерами по части приготовления загадочного продукта.
Так как я не могу указать статью и автора, давайте будем считать это предположением. Можно попытатья выудить из элетронных завалов необходимый текст, но не вижу смысла - не вижу и разницы в том, кому не поверит или поверит читатель - мне, или автору фантомной статьи.
В том же 32-м, в связи с тем, что колхозники недоедали и в 31-м, впервые было разрешено выдать 10-15% хлеба от общего количества заработанного на трудодни, то есть до выполнения "первой заповеди" - сдачи от четверти до трети выращенного в виде налога.

После рассчетов с государством остальное выдавалось на трудодни, а также могло продаваться на рынке, что и делалось, если оставалось что продавать. Входила ли оплата за услуги МТС в эту "четверть-треть", я пока не выяснил, но скорее всего "нет, не входила", да и машино-тракторных станций тогда было негусто, о них говорить не будем.
26 января 1990 года Политбюро КПУ приняло постановление " О голоде 1932-1933 годов..... В документе четко указано, что причиной голода стало установление нереального для крестьян плана хлебозаготовок с целью получить средства для индустриализации. Это не опровергает мои вышеприведенные соображения - полученного зерна "на прокорм" должно было хватить, но неповоротливость бюрократической машины, необходимость "платить по счетам" именно хлебом - Запад не давал долгосрочных кредитов, требуя погашения "царских" долгов, а в оплату принимал только золото или зерно, сделали свое дело - истинного положения дел никто не знал.

Все это к тому же происходило в условиях мирового экономического кризиса, колхозник тоже давал основания подозревать его в сокрытии части урожая - поэтому непротокольным решением ЦК ВКП(б) были созданы специальные комиссии с традиционными полномочиями для поиска припрятанного.

Обратите внимание на одну деталь - комиссии составлялись по большей части из горожан, не понимающих сути крестьянской жизни - мужик мог умереть от тоски, глядя на полупустой амбар, а для горожанина, покупающего хлеб в магазине пара мешков было "очень много". Где уговорами,, где угрозами, где прямым насилием, но из тех хозяйств, которые не смогли выполнить план поставок, хлеб вымели подчистую. Выполнивших план по Украине было процентов 5-7-мь, не хочу искать точные цифры. У невыполнивших план хозяйств иногда забирали и другие продукты длительного хранения.
Я, как член КПУ, должен бы согласиться с постановлением Политбюро, но как просто человек обязан обратить внимание на некоторые особенности и документа, и ситуации с зерном.

Первое - постановление принималось во время развала Союза Горбачевым и Яковлевым и вполне могло быть ими надиктовано.Второе - вот что пишет один из исследователей голода на Украине некто Кульчицкий ==="В 1990 году в Украину впервые приехал Джеймс Мейс. Он привез мне компьютерную распечатку 206 свидетельств о голоде 1932—1933 гг., собранных комиссией конгресса США"===, то есть расследование, пусть частично, но проводилось заинтересованной в нарушении стабильности в СССР стороной, причем в условиях "холодной", но все же войны. Постановление принималось под давлением со стороны Горбачева. Причина давления - срывался выход книги "Голод..., торопились "к дате" или по другой причине. Впрочем, я лучше приведу кусок теста из интересной статьи ее автора, того же Станислава Кульчицкого в «Зеркало недели» №31, 16 августа 2003, ====Нужный угол зрения===

Полных три года (1987—1989) я изучал проблему голода, и на этом локальном отрезке прошлого мог видеть больше других. Из текстов, отобранных для книги «Голод», из других документов тех архивов, откуда они заимствованы, возникало нечто ужасное. За хлебозаготовками скрывалась истинная причина голодомора. А потому я сомневался, даст ли политбюро ЦК КПУ санкцию на публикацию.

Шансы все-таки были. Во-первых, никто не догадывался об истинной причине голодомора. Тем более о том, что документы из партийных архивов могут ее подтвердить.

Во-вторых, десталинизация М.Горбачева, в отличие от хрущевской, пошла в глубину. Это обязывало правящую партию держаться на гребне волны, иначе — утонешь.

В-третьих, комиссия конгресса США по украинскому голоду 1932—1933 гг. уже закончила работу, опубликовала заключительный рапорт и пустила собранные документы в мировой научный оборот. С конкретными результатами работы комиссии Дж.Мейса члены политбюро ЦК КПУ были знакомы. Во время передачи документов ЦК КПУ в государственный архив после запрета партии ко мне в руки попал 524-страничный том, напечатанный в 1988 году в государственной типографии Вашингтона. На его обложке — красный штамп общего отдела ЦК КПУ с датой поступления — 5 сентября 1988 года.

На заседании политбюро ЦК в январе 1990 года (меня пригласили как эксперта) дискуссия относительно целесообразности публикации книги «Голод» продолжалась долго. У меня сложилось впечатление, что когда первый секретарь ЦК В.Ивашко взял на себя ответственность и предложил печатать документы, присутствующие вздохнули с облегчением.

Это был акт большого гражданского мужества.

Книгу «Голод» подписали в печать 5 сентября 1990 года. Заявленный тираж —25 тыс. экземпляров. Фактический оказался в десять раз меньше. Говорили, что дефицитную бумагу попросту разворовали. Более вероятно, что книгу, которую уже нельзя было не печатать, решили сделать библиографическим раритетом.

В 1990 году в Украину впервые приехал Джеймс Мейс. Он привез мне компьютерную распечатку 206 свидетельств о голоде 1932—1933 гг., собранных комиссией конгресса США. Десятки разных ответов на одинаковые вопросы давали возможность применить компаративный анализ, что лишало источник присущего мемуарной литературе субъективизма.

В декабре 1990 года трехтомник свидетельств объемом в 1734 страницы вышел в свет в той же типографии Вашингтона. Тогда же, в первой половине декабря, в журнале «Под знаменем ленинизма» была напечатана моя статья «Как это было (читая документы созданной при конгрессе США «Комиссии по голоду 1932—1933 гг. на Украине»)». Сопоставление архивных документов и свидетельств дало возможность сформулировать такой вывод: «Вместе с хлебозаготовками и под их видом было организовано репрессивное изъятие любых запасов продовольствия, то есть террор голодом». Изъятие всего продовольствия в хозяйствах крестьян-должников по хлебозаготовкам — и есть истинная причина голодомора.=====
.
Ссылка на полный текст статьи http://zn.ua/SOCIETY/prichiny_goloda_1933_goda_v_ukraine_po_stranitsam_odnoy_podzabytoy_knigi-34683.​html
.
Статья написана убедительным языком и вроде бы на фактическом материале, но у меня есть основания сомневаться в добросовестности Кульчицкого как историка и исследователя. Этого пока достаточно, если я начну объяснять суть своих сомнений, мы далеко уйдем от темы. Пока я внесу в текст фразу, определяющую смысл и суть постановления и попытаюсь сам стать немного историком-исследователем.
===== «Архивные материалы раскрывают, что непосредственной причиной голода в начале 30-х годов в республике стало принудительное, с широким применением репрессий, проведение губительной для крестьянства хлебозаготовительной политики»====

Почему нынешняя преемница КПУ не уточняет и не проверяет корректность постановления? Партии вообще с большой инерцией признают свои ошибки - возможно, поэтому.Возможно, не прав я в своих преположениях. Возможно, КПУ просчитывает варианты реакции на неизбежное вскрытие новых фактов - политика дело грязное и темное.
Но все может быть гораздо проще - Горбачев мог заставить принять "сырое" решение, система Советской власти позволяла это сделать. Упоминаемые выводы комиссии Конгресса США основаны на письменных свидетельствах 206-ти эмигрантов, вряд ли горящих любовью к России, против которой в первую очередь это расследование и было направлено. Сам Кульчицкий до 1989-го года имел прямо противоложное мнение по вопросам голода и коллективизации, защищал по ним диссертации, имел также 30-ти летний стаж пребывания в КПСС - у меня патологическое недоверие к "флюгерам", черт их поймет, когда они были настоящими и могут ли быть таковыми вообще.
Так в чем же мои сомнения? - выше только информация.
Исследователи типа Кульчицкого упоминают о вывозе хлеба за границу, но только в общем плане, или не приводя абсолютных цифр вообще, или не делая разбивки хотя бы поквартально.

Цифры эти есть, даже помесячно, сам видел в интернете фотокопии солидных ведомостей, где расписано все, включая мак и коноплю, выращенные на дядьковых огродах - их тогда еще выращивали, а не уничтожали. Насколько это важно для понимания сути, поясню ниже.
Голод имеет более-менее очерченные рамки - от ноября 1932-го, (когда хлеб уже "вымели" в закрома государства, а 10 тире 15 % съели) - до снятия урожая в июле-августе 1933-го. Вот эти девять-десять месяцев, причем два из них приходятся на 32-й и восемь на 33-й, и должны рассматриваться в разрезе экспорта, рассматривать в целом за год - передергивание, то есть шулерство.

Я приведу общие цифры экспорта без комментариев 1931 - 4786 тыс.т.==1932 - 1607 тыс.тонн, причем эти 1607 вполне могли быть экспортированы и до начала голода. В три раза меньше в любом случае.
Второе - если исследователь приводит цифры экспорта, то он обязан сравнить их с цифрами импорта товаров продовольственной группы, определить алгебраическую сумму. Исследователи определенного толка этого не делают - обычное дело для антисоветски настоенных - замечать только то, что им выгодно, и соглашаться только с тем, что их устраивает. Что касается КПУ, то она, скорее всего, озвучила мнение лично дорогого Михаила Сергеевича, позже заявившего, что целью его жизни было уничтожение советского уклада.
Есть странность и в том, что комиссия Конгресса, не разбираясь почему то со своими подобными заморочками времен Великой депрессии, бросилась на помощь советскому народу, причем советскими архивами она не пользовалась - такая себе получилась у них "изустная история" из показаний эмигрантов.
Пусть за недоказанностью, но обвинение в умышленной организации голода следует снять с повестки дня. Была ли и в какой мере преступная халатность, неисполнение обязанностей, необращение к мировому сообществу за помощью, запрет крестьянам покидать места постоянного проживания, замалчивание голода -это требует разбирательства и суда.

Понимаю, что сделать это в полном соответствии с нормами права сегодня невозможно, но и давать политическую оценку, не опираясь на проверенные факты и выводы суда, не менее преступно, чем то, в чем взахлеб обвиняют Сталина, Компартию, Советское государство и отдельно Россию.
Несколько фактов из моего личного "архива", источники мои бабушки, отец и мать, т.е. их рассказы любопытному ребенку:
--Зерно было вывезено "под метелку"
--Местные "активисты" рыскали по дворам и уносили с собой все то съестное, которое не успели проглотить на месте, в нашем доме нашли и забрали бутылку с топленым жиром,- "лоем"
--Тот же источник - в голодовку выжили те семьи, у которых были коровы.
Вот на коровах остановимся детальней - раз коров со двора не сводили "активисты" и не забрала ЧХК, следовательно, намерения уморить село голодом не было. Просто мужик в очередной раз в истории России оказался тем, кого спасать можно было и в последнюю очередь.
Приведу несколько соображений в защиту версии " Сталин мудрый и заботливый отец советского народа" - Так как голод стал реальностью, решение собрать как можно больше хлеба в государственных закромах было единственно правильным - появлялась возможность регулировать его выдачу "на карточки", на посев, на колхозные кухни. -Вывоз за границу- Не буду напоминать о том, что существуют договорные обязательства, за невыполнение которых применяются штрафные санкции, вроде прекращения встречных поставок, которыми могли быть и продукты питания.
------------------------------
Коротко о трагедии 1947-го, и опять из семейных источников.
Мой будущий отец, после того, как отвоевал, еще некоторое время "дослуживал" на Кавказе, шоферил на грузовике ЗиС-5. Его начальник, при погонах, понятно, выделял ему часть денег, полученных от благодарных грузин за перевозку бочек с вином в попутном и не совсем попутном направлении. За эти деньги после демобилизации в 47-м он купил хлеба( так в селе называют зерно пшеницы)в количестве, позволившем выжить семье из пяти взрослых людей. "Выжить" - его слово.

Из этого я делаю вывод, что голод 47-го был локальным, раз зерно где-то продавалось, неважно, открыто или "из-под полы", и уж никак нельзя говорить о том, что оно попрежнему выметалось. В 49-м моя мама работала кладовщицей
в колхозе и получила год "принудиловки" за то, что в амбарах при ревизии обнаружились излишки ячменя в количестве двух центнеров. Сразу успокою - через пару месяцев ее амнистировали, у нее был ребенок "до года" Иван Москаль, то есть я.
Еще один трагикомичный момент - мои интернетдрузья и добрые знакомые могут абзац пропустить, они эту историю знают. - При организации колхозов мой дед по матери Тимофей Яковлевич в бытность свою то ли предкомбеда, то ли предсельсовета, посадил моего деда по отцу Моисея Ивановича за озвучивание его скептического отношения к колхозам на людях. Даром Тимофею Яковлевичу это не прошло, через некоторое время он отправился вслед за сватом за "перегибы".

Правда, сватами они тогда не были, да никогда и не стали - Моисей Иванович умер от дизентерии под Бахмутом, Тимофей Яковлевич вообще исчез бесследно. Было им тогда обоим немного за сорок.
Последняя зарисовка для того, чтобы мы поняли, в какое суровое время жили наши суровые деды.
И самое последнее - многое в действиях Сталина становится более понятным, если признать, что государство жило в условиях не совсем закончившейся Гражданской и еще не начавшейся, но неминуемой Отечественной, то есть фактически по законам военного времени.

357
4559
300